TOLZ.RU

Российско-германский проект / Толерантность и образование / Конкурс образовательных программ в рамках проекта «Развитие культуры толерантности в Свердловской области» / Материалы победителей конкурса

Неустроева Татьяна Михайловна, "ПЛАН – ПРОЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 5Б КЛАССА НИЖНЕТУРИНСКОЙ ГИМНАЗИИ"


ПЛАН – ПРОЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  5Б КЛАССА НИЖНЕТУРИНСКОЙ ГИМНАЗИИ НА 2005-2006 УЧЕБНЫЙ ГОД
 
Направление: Воспитание культуры толерантности


Исполнитель: Неустроева Татьяна Михайловна
Должность:  учитель английского и немецкого языков, 1 квалификационная категория, классный руководитель 5Б класса
Стаж работы: 15 лет
Место работы: МОУ Нижнетуринская гимназия
Адрес учебного заведения: 624222, Свердловская область, город Нижняя Тура, улица Пархоменко, дом 2
Рабочий телефон: (242)20189, (242)21001


СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение
2.Краткая характеристика класса
3.Выдержка из плана воспитательной работы
4.Практическая деятельность по развитию культуры толерантности
3.1 Родительское собрание
3.2 Новогоднее путешествие
3.3 «Словарь культур»
3.4 Деловая игра «Здравствуйте, я – новенький!»
3.5 Праздники национальной кухни
3.6 Урок английского языка
3.7 Создание «Портрета класса»
4. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Разрешите представиться. Неустроева Татьяна Михайловна, классный руководитель 5Б класса Нижнетуринской гимназии. Стаж работ -15 лет. В гимназии я работаю третий год.

Потенциал нашего учебного заведения позволяет интересно, творчески организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс.

Наполняемость классов не высока, в среднем 20 человек. Это дает возможность подойти к каждому ребенку с позиции уважения его индивидуальности, самобытности. Всестороннее развитие личности является ведущим принципом работы педагогов гимназии. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ему, нашему Ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель - ученик».

Общение и сотрудничество людей в этом обществе должны строиться на основе толерантности. Какой смысл вкладываем мы в это понятие? По моему мнению, толерантность – это  отношение к окружающим людям, не допускающее насилия, принуждения, дискриминации из-за различий в национальности, образе жизни, личностных особенностей каждого человека. Толерантность – это общечеловеческая ценность современного мира.

К сожалению, реальный процесс взаимодействия людей отягощён предубеждениями, предрассудками, копившимися на протяжении всей человеческой истории. Поэтому процесс взращивания новых отношений не будет легким и быстрым. Но, как говорится, под лежачий камень вода не течет. Хочется надеяться, что доброе начало, заложенное в школе, останется в детях в их дальнейшей жизни.

Я хочу поблагодарить Вас, уважаемые организаторы конкурса за то, что Вы поднимаете эти вопросы и даете возможность высказать свою точку зрения.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Проблема толерантности особенно интересна и актуальна для меня на данном этапе педагогической деятельности, так как в этом году я начала работать с новым для меня классом.

Особенностью моего пятого «Б» является национальное многообразие, что, вообще-то, нехарактерно для нашего небольшого города.  В классе 23 человека, по крайней мере, 6 национальностей: русские, украинцы, татары, азербайджанцы, армянин, чеченка, дети смешанных браков. А значит можно наблюдать многообразие стереотипов, семейных паттернов поведения, характеров.  

Характерной для класса особенностью является высокая активность во внеклассных делах, инициативность и творческое начало.

Большая часть детей учится вместе с первого класса. Дружный коллектив сложился благодаря старанию первой учительницы Траутер Ольги Ивановны. В предыдущем учебном году я знакомилась с классом: посещала уроки, внеклассные мероприятия, беседовала с учителем. Я думаю, что преемственность помогла построить мою воспитательную работу на данном этапе. Таким образом, своей задачей я считаю поддержать и сохранить замечательные традиции общения, сложившиеся в классе, помочь  ребятам прожить  школьные годы в дружной теплой атмосфере, остаться друзьями в дальнейшем. 

Достичь этой цели, по моему мнению, можно общими усилиями, в процессе коллективной деятельности, основанной на принципах уважения друг к другу. Важно поощрять и развивать интерес к особенностям каждого члена классного коллектива.

Работу в данном направлении я провожу как с детьми, так и с родителями, так как считаю, что воспитание происходит, прежде всего, в семье. Задача школы – поддерживать, сотрудничать и корректировать в случае необходимости становление личности.

ВЫДЕРЖКА ИЗ ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа по развитию культуры толерантности является составной частью плана воспитательной работы на 2005-2006 учебный год. В этом направлении я наметила следующие мероприятия:

Сентябрь : Наблюдение за классом. Выявление основных проблем. Составление характеристики класса. Планирование деятельности.

Октябрь : Проведение родительского собрания в форме круглого стола на тему : «Что такое толерантность?». Обсуждение проведения совместных мероприятий с родителями в направлении развитии культуры толерантных отношений.

Ноябрь : Подготовка Новогоднего мероприятия.

Декабрь : Проведение «Новогоднего путешествия вокруг Земли». Участие в Дне новогодней кухни – общешкольное мероприятие.

Январь : Начать составлять «Словарь культур».

Февраль : Деловая игра: «Здравствуйте, я – новенький!».

Март : Праздник для мам «Царское угощение», знакомство с национальными блюдами.

Апрель : Урок английского языка  “Celebrating Diversity”.

Май : Коллективное творческое дело: «Портрет класса».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Время проведения: 21 октября 2005 г.

Тема: Что такое толерантность?

Форма проведения: круглый стол

Цель: Обозначить проблему толерантного отношения друг к другу.

Задачи:
1. Дать понятие толерантности
2. Расширить знания друг друга о многообразии семейных традиций
3. Обсудить примеры некорректного поведения и способы их предотвращения
4. Выработать принципы отношений, воспитываемых в детях
5. Обменяться опытом семейного воспитания
6. Наметить план мероприятий, проводимых в классе по этой тематике.

Ход собрания:
1. Выступление классного руководителя: «Что такое толерантность?»
2. Организация обсуждения в группах и беседа по предложенным вопросам:
- в чем проявляются особенности каждого ребенка, что является источником формирования этих особенностей;
- семейные принципы и их соответствие современным нормам поведения. Семейные традиции;
- как помочь ребенку найти друзей, не теряя своего лица?
- сотрудничество: семья-школа. Об организации жизни класса в этом учебном году.
3. Подведение итогов обсуждения, принятие решения.

Во вступительном слове классный руководитель дал понятие «толерантности», привел примеры корректного и противоположного поведения на основе наблюдений за учащимися в течение первых учебных недель. Дана характеристика класса, обозначены цели воспитательной работы учителя на предстоящий учебный год.
Вопросы, предложенные к обсуждению, записаны на доску. Группы для обсуждения сложились спонтанно, исходя из личных симпатий и сходства жизненных позиций родителей. Обсуждение проходит живо, родители высказывают свои точки зрения, приводят примеры. В результате обсуждения находились общие точки соприкосновения.

Итогом собрания стало принятие решения.

Решение родительского собрания

1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни класса.
4. Совместно с детьми подготовить и провести празднование Нового Года, учитывая национальные  особенности семей.
5. Помочь детям в составлении «Словаря культур» и генеалогического древа своей семьи.

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Дата проведения: 23 декабря 2005 г.
Форма проведения: Театрализованное представление
Цели: Познакомить детей с многообразием новогодних традиций разных стран; дать возможность продемонстрировать свои творческие умения; познакомиться с национальным творчеством одноклассников. 

Сразу после этого родительского собрания началась подготовка к празднованию нового года. Так как в классе некоторые учащиеся наряду с английским языком в этом году начали  изучать немецкий язык, формой праздника стало путешествие по миру накануне Рождества.

В веселой игровой форме, со стихами , песнями и танцами дети познакомились с традициями разных народов в праздновании этого замечательного праздника.    В путешествии их сопровождали «инопланетяне», прилетевшие на нашу разноцветную планету, русская Снегурочка и вредная волшебница Фефела Барабановна, хобби которой – коллекционировать дурные поступки. По задумке, после знакомства с разными по национальности людьми она приходит к выводу, что гораздо интереснее узнавать новое, знакомиться с обычаями разных стран и вместе веселиться на общем празднике.

Где же мы побывали? Первым пунктом нашего путешествия стала Германия. Ещё древние германцы украшали ели, чтобы задобрить злых духов в длинные темные ночи накануне самого короткого дня в году. Отсюда пошел этот обычай, принятый сейчас во многих странах. Как учителю немецкого языка, мне очень хотелось подробно рассказать о интересных немецких традициях. Это будет наш задел на следующий год, когда дети будут изучать немецкий язык  уже второй год. А пока, после краткого знакомства с немецким рождеством, мы вместе спели традиционную песню «О, ёлочка». А затем отправились дальше. Посмотрели танцы американских рэпперов, познакомились с итальянской ведьмочкой Бефаной, узнали, что в Австралии Новый Год встречают в разгар лета.

Особенно интересной была остановка на Кавказе. Мы любовались искусством ученицы Халимы Жамаловой, которая исполнила чеченский танец и спела песню о родном Кавказе. 

Закончилось наше путешествие на Урале, в заснеженном городке Нижняя Тура, на нашей малой Родине. Зажигательные частушки исполнила Катя Сусликова вместе с мамой, а потом, взявшись за руки, дети вместе с родителями пели русскую песню «В лесу родилась ёлочка».

Ученики моего класса хорошо поют, поэтому родителям особенно понравилась песня «Замыкая круг», которую ребята спели одной дружной семьёй. Идея этой песни как нельзя лучше подходит идее самого праздника: мы одна семья, несмотря на наши различия, и вместе мы можем многое.

                 Замыкая круг, мы в глаза посмотрим вдруг,
                 В них увидим солнца свет, сияющий нам вслед.
                 Пусть идут дожди, новых бед от них не жди,
                 Камень брошенных дорог сумел пробить росток.

Таким получился праздник, в котором радость от предвкушения Нового Года  слилась с радостью совместной творческой деятельности,  сопричастности к дружной семье.
  

«СЛОВАРЬ КУЛЬТУР»

Параллельно с подготовкой к Новому Году шла работа над составлением «Словаря культур». Словарь будет составной частью летописи класса, которую мы начали вести.

На листах формата А3 дети фиксируют интересные события, происходящие в классе: поход, КВН, поездку на конезавод ит.д. Сюда же мы включим и Словарь. В Словарь входят фразы, выражения повседневного обихода на языках, на которых говорит хотя бы один человек в классе. Например, «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» : на русском, украинском, чеченском, азербайджанском, армянском, казахском, английском, немецком языках.

Я планирую продолжить составление словаря, внося туда лексику по теме «Семья», «Дружба». Интересно будет записать названия национальных блюд, одежды и т.п. Я думаю, что словарь будет языковым отражением коллективной деятельности.

В летопись также войдут составленные детьми генеалогические деревья своих семей. Работа над ними уже идет.


ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я – НОВЕНЬКИЙ»

Время проведения: 16 февраля 2006 года

Цели:
1. Научить действовать в ситуации знакомства
3. Показать ценность доброго отношения друг к другу
4. Научить давать самооценку классному коллективу
5. Учить искать выход из сложившейся трудной ситуации общения

Класс заранее делится на 4 группы. Каждая группа занимает небольшой круглый стол, чтобы удобнее было обсуждать предложенные ситуации. Сразу даются правила игры: 

1.обсуждение проводится вполголоса
2. по сигналу учителя обсуждение заканчивается
3. слушаем друг друга в тишине, задаем вопросы и высказываем точку зрения после выступления, в режиме «свободного микрофона».
4. уважайте мнение другого!

Перед началом игры учитель дает установку классу, объясняет правила поведения (они в краткой форме записаны на доску), разъясняет задачи игры. Группы формируются заранее, поэтому они сразу занимают отведенные им места. На игре присутствует жюри: психолог гимназии, завуч по воспитательной работе, 2-3 старшеклассников. Их задача: оценить слаженность работы групп, правильность выполнения задачи, помочь советом.

Ситуация 1:  У нас в классе новый ученик. Познакомьтесь с ним, расспросите его о его интересах, увлечениях и т. п. Не забудьте быть вежливыми и внимательными! Время обсуждения – 2,5 минуты, время презентации – 1 минута. Перед постановкой ситуации учитель с классом в фронтальном режиме выясняет, понимают ли ученики, какие трудности испытывает новенький в этой ситуации, случалось ли им быть в этой роли. После прослушивания выступлений команд, детям предлагается веселая игра-знакомство. В роли нового ученика может выступить один из старшеклассников – членов жюри. Комментарий жюри.

Ситуация 2: Расскажите о своем классе новому ученику, докажите, что ему с вами вместе будет интересно учиться и общаться. Время обсуждения – 3 минуты, время презентации – 1 минута, время на обсуждение и дополнение – 3 минуты. После выполнения задания и обсуждения: коллективное подведение итогов в виде составления ассоциограммы на доске «Мой класс». Комментарий жюри.

Ситуация 3: Каждая группа получает отдельную ситуацию для обсуждения. Необходимо предложить выход из создавшейся непростой ситуации. Время подготовки – 3 минуты, презентация – 2 минуты.

1. Все готовятся к празднованию 8 марта в классе. Намечается праздник для мам и конкурс для девочек. Новенький пока в стороне. Как привлечь его к подготовке?
2. Новенький получил тройку за контрольную. Он расстроен и обижен на учителя. Он считает, что в своей старой школе его оценка была бы лучше. Чем вы можете ему помочь?
3. На перемене новенького толкнули. Он стукнулся об парту, ему больно, да вдобавок учебник упал и порвался. Человек плачет. Помогите ему!
4. Новенький оказался шумным и непоседливым человеком. С ним не очень-то удобно сидеть за одной партой, он пытается разговаривать с тобой на уроках, выкрикивает с места, постоянно просит у тебя то ручку, то линейку. Поговорите с ним так, чтобы решить эту ситуацию, но не обидеть его.

После представления своего решения группами, обязательно выслушать дополнения и особые мнения всех желающих, а также комментарий школьного психолога. 

После обсуждения всех ситуаций жюри отмечает лучшую группу, высказывает мнение и пожелания командам.

В заключение, класс подводит итоги игры, анализирует, выполнялись ли правила, предложенные в начале, делает выводы. Выводы кратко резюмируются, на следующий день они будут записаны в классном уголке. Заключительной точкой игры будет исполнение гимна класса «Росток», по традиции дети поют песню вместе, встав в общий круг, держась за руки.

ПРАЗДНИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ

Сейчас в классе идет подготовка к празднованию 8 Марта. Прежде всего, это праздник мам, поэтому мы планируем концерт для мам и праздничное угощение. Условие: это должно быть любимое сладкое блюдо в семье, имеющее национальный колорит. Блюдо необходимо представить: название, рецепт, угощение по принятой в семье традиции.

Необходимо сказать, что в Нижнетуринской гимназии традиционно, раз в четверть, проводятся дни национальной кухни. Под руководством завуча по воспитательной работе Сазановой Натальи Викторовны и частного предпринимателя Килиной Елены Юрьевны в столовой готовятся национальные блюда, дети рисуют газеты и постеры, в которых размещают рецепты, описания традиций, связанных с едой в той или иной стране, сочиняют стихи. 

В день национальной кухни гостей встречают ребята, одетые в народные костюмы. Они поют песни и читают стихи, посвящённые стране, день которой проводится. Столовая украшается соответственно традициям этой страны.

Дети гимназии ужё попробовали замечательные блюда русской, украинской, татарской, кавказской, узбекской и прибалтийской кухни, а также особые праздничные, новогодние угощения разных народов. Это действительно праздник, вкусный и яркий.

Наш класс тоже принимает участие в этих праздниках. Кроме того, нам уже удалось попробовать армянский шашлык и русские пирожки, когда мы ходили в поход осенью. Так как некоторые родители и даже бабушки ходили вместе с ребятами, они с удовольствием угощали нас. 

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
 
В апреле каждого года в гимназии проходит декада иностранных языков, в течении которой учителя проводят занимательные, необычные уроки, вместе с детьми организуют праздники, конкурсы и концерты на английском и немецком языках. Мною запланирован урок на основе американских материалов для чтения, любезно предоставленных координатором Стефани Фандерберг на курсах повышения квалификации при ИРРО, прослушанных мной в сентябре – ноябре 2005 года. 

Интересный иллюстрированный материал о сохранении культурных традиций американцами индейского и китайского происхождения в условиях жизни многонационального общества, рассказанный детьми 10-11 лет, даёт прекрасную возможность продемонстрировать многообразие мира и самобытность каждого человека.

Наряду с практическими целями урока, я ставлю перед собой  следующие воспитательные цели:

1. Поддерживать интерес к обычаям и традициям людей разных национальностей.
2. Наглядно продемонстрировать взаимодействие разных культур и их взаимосочетаемость в жизни одного человека.
3. Показать, что  общечеловеческие ценности  свойственны всем, живущим на планете Земля. 

Ход урока:
1. Вступительная беседа: краткое обсуждение ситуации, подводящее к постановке цели урока.
2. Языковая разминка: фронтальная вопросно-ответная работа по иллюстрациям, предваряющим чтение.
3. Выполнение предтекстовых заданий, направленное на облегчение понимания материала. Работа в парах и индивидуально.
4. Поисковое чтение текстов в группах. Вопросы формулируются заранее, для каждой группы – свои.
5. Организация обсуждения прочитанного, формулирование основных идей представленных текстов в группе.
6. Обмен информацией группами, ответы на заранее поставленные вопросы.
7. Коллективное создание постера, включающее  основные выводы, сделанные на уроке.
8. Заключительный этап. Подведение итогов урока.


СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО «ПОРТРЕТА КЛАССА»

Закончить работу по воспитанию толерантности учащихся 5Б класса в этом учебном году, подвести своеобразный итог жизни класса я предполагаю коллективной работой учащихся по созданию «Портрета класса». Это будет проектная деятельность на тему «Расскажи о своем друге». Каждый ученик напишет небольшой рассказ о своих лучших друзьях. Собранные вместе, такие рассказы, проиллюстрированные рисунками и фотографиями, войдут в летопись класса, и, я надеюсь, надолго запомнятся детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь нашей гимназии насыщена событиями. Многие мероприятия стали традиционными. Это и уже упомянутые Дни национальной кухни, и Фестиваль песен, пришедших с войны, и Новогодний серпантин. 

Тем не менее важна и внутренняя жизнь класса. Она наиболее полно раскрывает творческий потенциал каждого ученика, даёт возможность выразиться, обменяться опытом. 

Семейные и национальные традиции играют при этом важную роль. А если в подготовке классного мероприятия принимают участие и родители, ценность его возрастает вдвойне. 

Я надеюсь, что система мероприятий по воспитанию культуры толерантных отношений в классе даст положительный результат. Трудно измерить в цифрах атмосферу в классе, межличностные отношения и т.п. Но эти изменения обязательно отразятся на личностном становлении каждого ребёнка. Я считаю, что это самый важный результат моей работы. 

Дорогие организаторы конкурса! Позвольте ещё раз поблагодарить Вас за возможность поучаствовать в таком интересном деле. Разрешите обратиться к Вам с просьбой. Вероятно, на Ваш конкурс придут многочисленные интересные проекты педагогов – энтузиастов своего дела. Их опыт, творческие задумки могут оказаться полезными для многих классных руководителей. Хотелось бы познакомиться с этим опытом, что-то применить в своей практике, получить новый толчок к творчеству. Пожалуйста, помогите в организации такого обмена. Может быть, это будет публикация лучших работ или конференция на данную тему. Я думаю, что это желание многих педагогов.