На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    8 августа 2020     Екатеринбург: 3:11     Берлин: 23:11 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Российско-германский проект / Толерантность и образование / Конкурс образовательных программ в рамках проекта «Развитие культуры толерантности в Свердловской области» / Материалы победителей конкурса

Пашиева Ольга Анатольевна, ПРОЕКТ "ПЯТЬ ШАГОВ К ТОЛЕРАНЬНОСТИ"


 Проект «Пять шагов к толерантности»


 Автор: Пашиева Ольга Анатольевна,
 учитель обществознания и права;
 пед.стаж – 24 года, 1 квалиф. категория.


Средняя общеобразовательная школа №18

Толерантность –  это не уступка, снисхождение или
потворство. Толерантность – это, прежде всего,  
активное   отношение,  формируемое   на   основе
признания универсальных прав и свобод человека.
ЮНЕСКО.  Декларация принципов толерантности.

    

Пояснительная записка.

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.   Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей СМИ (в т.ч. кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти – нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов). Социал-экстремизм, ксенофобия – это опасные реальности сегодняшнего дня.

Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в школах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Эти симптомы могут проявляться  в отношениях между всеми участниками образовательного процесса. В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.   Но для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.

Когда-то в большой семье, на деревенской улице, в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания.  Теперь очень часто в семье  –  единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило «общение» с компьютером. В этих условиях школа является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения. 

Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества в целом.

Вниманию жюри конкурса предлагается проект «Пять шагов к толерантности».
Предполагается, что этот проект станет составной частью общешкольного проекта «Путь к толерантной школе».



Проект: «Пять шагов к толерантности».

                                               
Проект предназначен для учащихся   8-х – 9-х классов, их родителей и учителей и  посвящен Международному дню толерантности (16 ноября).

Проект включает в себя уроки, классный час, родительское собрание,  конкурсы и реализуется сразу после осенних каникул.

Цель проекта: развитие культуры толерантности у педагогов, учеников и 
                              родителей.
Задачи проекта:
    - гармонизация межличностных отношений в школе;
    - расширение учебно-методической базы по развитию толерантного сознания 
      всех участников  образовательного процесса.

Содержание проекта:
                          
Шаг 1.
Урок для основной школы – 8-й класс

Тема урока:   Толерантность и стереотипы.
                      Дисциплины – обществознание, право, права человека

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Продолжительность урока: два учебных часа (сдвоенный урок – в сильном классе; в слабом классе возможно разделение темы на два урока).

Цели: - создать условия для формирования терпимости к национальным  
              различиям между людьми;
           - способствовать выработке активного неприятия любых форм  
              дискриминации.
Задачи:
   - попытаться определить некоторые свои (и существующие в обществе) 
     стереотипы   в отношении представителей разных национальностей;
   - задуматься над способами улучшения отношений между людьми разных  
     национальностей;
    - воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.

Межпредметные связи:
- обществознание
 (темы: нации и национальные отношения, конфликты в обществе);
             - право и политика (тема: нарушения прав человека);
             - курс «Права человека» (тема: терпимость к различиям).

Планируемый результат:
Знания:  - понимание и принятие таких ценностей, как толерантность,
                  справедливость, равенство, достоинство, сотрудничество.
Умения: - конструктивно взаимодействовать с другими людьми;
                - определять предвзятое мнение, стереотипы;
                - видеть и  правильно оценивать  проявления дискриминации 
                  на национальной почве.
Навыки: - работы в группе;
                - совместного принятия решений.

Основные понятия: толерантность, стереотипы, права человека, достоинство, национализм, дискриминация.

Организация пространства: соединить вместе по две парты, создав, таким образом, большой отдельный  стол для работы каждой группы.

Предварительная подготовка

- разложить на столы  для каждой группы  листы с таблицей (см. в содержании урока), большие листы бумаги, цветные фломастеры, маркеры;  начертить таблицу на доске;

- написать на доске тему и эпиграф урока (временно его закрыть):

                               Русский, немец и башкир – пусть меж нами будет мир.
                               Ты – цыган, татарин – я, но мы – добрые друзья!
                               Все в России мы живем, а Урал – наш общий дом.
 
Ход урока:

1. Оргмомент. Деление учащихся на группы по 4-5 человек.
Вводная информация. 5 мин.
2. Работа в группах.    20 мин.
   
Ребята получают два задания:

1). Заполнить таблицу:

Национальность  Черты   Откуда я это знаю
Русские    
Украинцы    
Татары    
Немцы
   
Цыгане    
«Лица кавказской национальности»    
Китайцы    


Ребятам предлагается вписать в таблицу по 2-3 черты для каждой из национальностей. Например: добрые, злые, жадные, ленивые, хитрые и т.д.

Указанные национальности выбраны не случайно. Именно они достаточно  представлены как в уральском регионе, так и в нашем городе. Это задание позволяет выявить наши устойчивые представления о различных национальностях. Осознание и анализ собственных взглядов, выявляемых при сравнении их со взглядами других ребят в группе, может послужить толчком для изменения отношения к другим национальностям.

2). Нарисовать портрет человека, принадлежащего  к  одной из предложенных национальностей, в каком-то окружении (школа, семья, дом, рынок и др.) и написать краткую характеристику этого человека.

После выполнения задания учитель собирает портреты, не показывая их остальным.

3. Общее обсуждение.   10 мин.

Представитель от каждой группы зачитывает черты, свойственные  каждой национальности. Те черты, которые называет большинство, заносятся учителем в таблицу на доске.

 4. Работа с понятиями «толерантность» и «стереотипы».  15 мин.

Заполняем на доске последнюю колонку таблицы, обобщая ответы  ребят на вопрос «Откуда я это знаю?». Большинство, скорее всего, ответит, что узнали об этом из книг, телепередач, разговоров взрослых, т.к. в жизни они недостаточно знают представителей разных национальностей. В то же время мы все хорошо знакомы с представителями своей национальности. Для всех из них подойдут определения, которые мы им дали? Разве это справедливо? Очевидно, что нет. 

Когда мы называем всех людей, принадлежащих к какой-то национальной или иной группе ленивыми, глупыми, злыми и т.д. мы пользуемся стереотипами.

Стереотип – распространенное представление о чем-либо. Они могут быть индивидуальными и общественными, передаваться от других людей, черпаться из книг, газет, телепередач, формироваться на основе собственного опыта.
Стереотипы могут стать основой национализма и дискриминации.

Давайте вспомним, что такое национализм? (идеи превосходства одной нации над другой). Что такое дискриминация? (ущемление прав других людей). Приходилось ли вам сталкиваться с фактами дискриминации на национальной почве, какие права человека при этом нарушались? (может быть: на человеческое достоинство, на личную неприкосновенность, на труд, на образование и т.д.).

Толерантность.  На нашей планете очень много людей – более 6 миллиардов. И все они разные: белые и черные, взрослые и дети, мужчины и женщины, здоровые и инвалиды, добрые и злые, умные и не очень. Они относятся к разным нациям, религиям, культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомыми и чуждыми им людьми, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Некоторые цветом кожи или формой носа, или манерой разговаривать, или тем, как они одеты, какую музыку слушают, или манерами поведения и т.д. Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, ссориться? Или, даже если вам не нравятся какие-то люди, постараться все же ужиться с ними по мере сил и возможностей. Вот это и есть толерантность –  терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям; уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми 

Соревнование: какая группа назовет больше признаков толерантных людей с частицей «не». Например: не-злые, не-обидчивые, не-мстительные, не-раздражительные и т.д.
Упражнение «Закончи сказку». Ребятам предлагается закончить следующую историю: «Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была-ни-была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая-голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели.

Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы? (Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей сколько хочешь!»).  Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить. А может это добрый Змей … Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!

Задание: попробуйте переделать эту сказку так, чтобы Богатырь поступил толерантно.

5. Выставка портретов.   10 мин.   А теперь мы все вместе побываем на выставке портретов различных художников (на доску прикрепляются рисунки-портреты, выполненные в группах).

Вопросы для обсуждения:
1. Почему их изобразили именно так? (сначала отвечают авторы, затем подключаются остальные).
2. В какой мере эти изображения стереотипны?
3. Чем они отличаются от нас и что у нас с ними общего?
4.  Как бы вы себя чувствовали, если бы были одним из тех, кто представлен на рисунках, и увидели эту выставку?
5.  Каким образом наши стереотипы вредят им? (например: вызывают обиду, грубость, агрессию. Выражение «лицо кавказской национальности» само по себе оскорбительно и содержит уничижительный подтекст).
6.Чем эти стереотипы вредят нам? (например: порождают неприязнь, страх). 

Какие выводы мы можем сделать? (Возможные варианты: стереотипы мешают объективно воспринимать людей; отрицательные стереотипы ведут к несправедливой оценке других людей, унижению человеческого достоинства, к непониманию, вражде, конфликтам).

Работа с эпиграфом. 3 мин. Открыть написанный на доске эпиграф и: предложить ребятам зачитать его и объяснить его значение:
                               Русский, немец и башкир – пусть меж нами будет мир.
                               Ты – цыган, татарин – я, но мы – добрые друзья!
                               Все в России мы живем, а Урал – наш общий дом. 

(Возможные ответы: в нем говорится о толерантности, о том, что дружба и согласие  между людьми разных национальностей делают мир лучше и добрее).

6. Подведение итогов. 5 мин. Ребятам предлагается сформулировать главные выводы, к которым они пришли на уроке.  Примерные ответы: Надо избавляться от стереотипов, они могут стать причинами непонимания, неприятия, дискриминации. Все люди разные. Необходимо терпимое отношение к различиям. Важно противостоять проявлениям нетерпимости. Толерантность – это дорога к миру и согласию.

7. Рефлексия. 10 мин. Ребятам предлагается написать в тетрадях два-три предложения о том, что нового и важного для себя они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Эту информацию можно будет использовать  для последующей работы. 

8. Домашнее задание. 2 мин. На выбор:
- придумать свои эпиграфы или написать синквейны к теме «Толерантность и стереотипы»;
- прочитать  стихотворение Б.Заходера (в год Собаки оно особенно к месту) и на основе его содержания написать небольшое эссе:  

   Я собака – всего лишь собака! –                   Мы вступаем и в драки и в браки,              
   В голове у меня – пустота,                            Неизменную веру храня:                              
   Но другую собаку, однако,                            Что бы ни было – все мы собаки,               
   Никогда не приму за кота!...                          Все мы братья, все мы родня.
                                                                               
   Не нужны ни условные знаки,                      Вы же, умные, вашего брата
   Ни слова – потому что чутьем                      Распознать не способны никак…
   Брата кровного в каждой собаке                  Сразу видно – чутье слабовато.
   Мы и так за версту узнаем!                           В этом вам далеко до собак.

   Ни порода, ни масть, ни размеры                Если брат ваш – не вашей масти,
   С толку нас никогда не собьют:                    Разве в этом он виноват?
   Даже крошечные тойтерьеры                        Вы же рвете его на части,
    В сенбернарах своих признают…               Словно он вам уже и не брат…
 
(стихотворение заранее напечатать на небольших листочках, чтобы раздать их желающим выполнить это задание).

Шаг 2.
Урок для основной школы – 9-й класс.

ТЕМА УРОКА: Нарушения прав ребенка в школе.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
: урок-практикум с элементами дискуссии.

ЦЕЛЬ УРОКА
: помочь учащимся осознать свои права и научить их защищать.

ЗАДАЧИ
:
- закрепление знания основных прав ребенка, изложенных в Конвенции о правах ребенка, в Законе об образовании РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Законе Свердловской области «О защите прав ребенка»;
- воспитание чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других;
- развитие навыков работы в малой группе.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
- обществознание (темы: социальные нормы, общение, конфликты в обществе), 
-  право и политика (темы: права ребенка, право на образование).

Данный урок относится к тематическому разделу «Права ребенка» и является вторым
уроком темы «Права ребенка в школе».
Урок может быть проведен в рамках курсов «Права человека», «Право и политика»,
«Обществознание».

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Знания:  - права ребенка;
                - механизмы защиты прав ребенка;
                - осознание   неразрывной   связи   обладания   правами   и   свободами   с
                   ответственностью за свои поступки. Умения: - пользоваться документами;
                - использовать конструктивные стратегии поведения в конфликтных    
                   ситуациях; защищать свои права в школе, используя для этого Устав и   
                   органы школьного самоуправления.
Навыки: -  участия в совместной выработке решений;
                 -   анализа информации;
                 -  самоанализа, самооценки и оценки действий другого человека.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

права человека, права ребенка, достоинство, личная неприкосновенность, толерантность, ответственность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
:
Парты в классе поставлены в виде подковы. Это способствует созданию неформальной обстановки. Ребята легко группируются по 4-5 человек и при этом все время видят всех остальных.

1. Деление на группы по 4-5 человек. 
2. Вводная информация. 5 мин.
3. Работа в группах: составление кейсов.  5 мин.
4. Обмен кейсами. Решение задач. 10 мин.
5. Общее обсуждение. 20 мин.
6. Подведение итогов. 5 мин.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Обеспечить класс текстами документов: Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон Свердловской области «О защите прав ребенка»; карточками-сигналами. Записать на доске тему и цель урока, ход урока и вопросы для кейсов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ВВОДНАЯ БЕСЕДА
.
Школа - это часть вашей жизни, в ней вы проводите много времени. Кто-то идет сюда с радостью и удовольствием, а кто-то мечтает скорее расстаться с ней навсегда. А ведь для того, чтобы школа стала территорией права, многое зависит и от вас. На предыдущем уроке вы познакомились с основными документами по правам ребенка. Но нарушаются ли ваши права в школе? Как их защитить? Как соотносятся права и обязанности, свобода и дисциплина? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Каждой малой группе предлагается составить кейс.

Информация: Кейс - это случай представленный как задача.
Например, ученица 9-го класса Наташа пришла на занятия в школу с волосами, покрашенными в фиолетовый цвет. Директор школы выставила ее на линейке 9-х классов перед всеми учащимися. Директор сказала о недопустимости такого внешнего вида, о том, что у Наташи низкая культура и дурной вкус и что ей место в цирке.

Вопросы:
1. Какое право ребенка нарушено?
2. На основании каких нормативных документов можно квалифицировать это право?
3. Кем нарушено?
4. Что нужно сделать для восстановления права?
5. Кто несет ответственность за нарушение?

РАБОТА В ГРУППАХ: составление кейсов.
Составляя кейсы, дети рассматривают типичные ситуации нарушения прав ребенка в школе. Причем они, как правило, опираются на собственный опыт или опыт друзей одноклассников. Те нарушения, о которых они зачастую боятся рассказать, опосредованно отражаются в кейсах. Эта работа позволяет детям пережить ситуацию затруднения пользования своими правами, позволяет сформировать свое мнение и свободно его высказать, задуматься о проблеме прав человека в отношениях между людьми.
Возможные варианты (их можно предложить тем группам, которые затрудняются с составлением кейса; вопросы написаны на доске).

1 сентября учащимся 9-Их классов объявили, что они должны ходить на занятия в одежде делового стиля (костюм, рубашка, галстук). Через неделю нарушители не будут допускаться к занятиям. 10 сентября девятиклассники Игорь и Сергей пришли на уроки в спортивных костюмах, и охранник не пустил их в школу.
  
Маша в очередной раз не выполнила домашнее задание. Учитель оставил ее после уроков и три часа продержал в запертом классе, требуя выполнить домашнее задание.

Дима на уроке математики вел себя вызывающе, шумел, мешал соседям, не реагировал на замечания учителя. Раздраженный учитель со словами: «Замолчи, идиот!» - стукнул его по лбу линейкой.

Во время перемены в школьном коридоре было разбито стекло. Завхоз схватила за шиворот Андрея, подумав, что это сделал он, отняла у него портфель и сказала, что не отдаст его до тех пор, пока он не заплатит за стекло.

ОБМЕН КЕЙСАМИ. Решение задач.
Группы обмениваются кейсами по кругу. Ребята в каждой из малых групп совместно решают предложенную задачу и выбирают представителя для выступления в общем обсуждении.

ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ.
После завершения работы в группах следует перейти к общему обсуждению. Представитель каждой группы зачитывает свою ситуацию-задачу и отвечает на вопросы кейса. Любой присутствующий, не согласный с решение, показывает красную карточку, и ему предоставляется возможность высказать свое мнение и свой вариант решения проблемы. Карточка со знаком вопроса означает, что тот, кто ее поднял, хочет задать вопрос выступающему ученику или его команде.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Ребятам предлагается сформулировать главные выводы, к которым они пришли на уроке. Возможные варианты: Все дети обладают правами. В школе должны соблюдаться права ребенка. Если кто-то нарушает наши права, их можно и нужно защищать. Для этого нужно знать свои права, знать правовые документы, законы, в которых они изложены. Из любой конфликтной ситуации есть выход. У других людей тоже есть права. Очень важно уметь понять другого человека, поставить себя на его место. Права и обязанности связаны между собой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Каждой группе предлагается составить и оформить проект Кодекса школы с учетом прав и обязанностей ученика. На следующем уроке состоится публичная защита проектов и составление единого проекта Кодекса.


Приложения.

1.Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка:

- Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
- Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
- Дети имеют право на медицинский уход.
- Дети - инвалиды имеют право на особую заботу и попечение.
- Дети имеют право на отдых.
- Дети имеют право на бесплатное образование.
- Дети  имеют  право  на  безопасные условия  жизни,  право  не  подвергаться жестокому или небрежному обращению.
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.
- Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
- Дети  имеют  право  выражать  свое  мнение  и  собираться  вместе  с  целью выражения своих взглядов.

2.Федеральный   закон   «Об   основных  гарантиях  прав   ребенка  в  Российской Федерации». (Извлечения).

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении... не могут ущемляться права ребенка.
2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений, (организаций), учреждаемых политическими партиями, детских религиозных организаций...
3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования... вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.
Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.
Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут про водить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих , нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия про ведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут про водиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

3. Закон РФ «Об образовании». (Извлечения)

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников
Пункт 4. Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

4. Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» (Извлечения)

Статья 9. Защита права ребенка на образование.
Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Статья 15. Право ребенка на защиту чести, достоинства, неприкосновенность личности
Каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними запрещены. Лица, виновные в такого рода действиях, несут установленную законом ответственность.
     

Шаг 3.
Классный час (для 8-го класса).

Тема: Как разрешить конфликт 

Занятие построено на ролевой игре и анализе конфликтной ситуации в школе.   Оно показывает ребятам, что в случае конфликта наилучшим выходом из него является совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта. 

Продолжительность занятия
– 40 минут.

Цель
: помочь ребятам в определении путей разрешения конфликтов.

Ключевые понятия
: терпимость (толерантность), достоинство, конфликт. 

Ключевые идеи для усвоения
:
 - иногда люди оказываются в конфликтных ситуациях;
 - эти конфликты могут быть разрешены мирным путем.

Ход занятия:
• Рассказать историю с дракой.
• Предложить ребятам разыграть эту ситуацию.
• Задать вопросы, которые подведут класс к осознанию возможностей мирного решения конфликта.
• Ученики затем могут разыграть мирный выход из конфликта. Может быть, будет несколько вариантов.

Драка.

На прошлой неделе в 8 «В» классе произошла драка. Дело было так. На большой перемене Саша Семичев обозвал Нину Трухову «дурой» и «кобылой». Он всегда несдержан, считает, что все нарочно его злят. В ответ он дерется со всеми, чтобы проучить своих обидчиков. Его грубые слова слышал стоявший рядом Юра Волков. Этот мальчик очень любит фильмы и книги о подвигах и путешествиях. Его любимый герой – Робин Гуд. Юра решил, что тоже будет совершать благородные поступки. Чтобы защитить безответную Трухову, он подошел к Семичеву, и, не говоря ни слова, толкнул его в грудь. Семичев не понял, почему его толкают, но на всякий случай стукнул Волкова. Завязалась драка. За ней наблюдали многие, но с особым интересом – Женя Торовин и Лера Носова. Женя интересуется восточными единоборствами и занимается каратэ. Женя не увидел ничего для себя интересного – ни одного настоящего приема. Лера – самая красивая девочка в классе. Она уверена, что очень нравится всем мальчикам, и что эти двое подрались именно из-за нее. Шум привлек внимание проходившей по коридору директора школы Веры Николаевы, и она вошла в класс. С ее приходом драка прекратилась. Прозвенел звонок. Все расселись на свои места. Каждый, кто участвовал в драке или наблюдал за ней, имел об этой ситуации свое мнение.
    
Сейчас давайте попробуем разыграть эту ситуацию. А потом каждый участник от имени своего персонажа сформулирует отношение к происшедшему (например, Семичев: «Он первый ко мне полез, вот и получил по заслугам!». Волков: «Я поступил хорошо, не будет обзываться!». Торовин: «Драться не умеют, ничего интересного». Носова: «Опять мальчишки подрались из-за меня, вот здорово!». Директор: «Надо помочь классному руководителю навести порядок в классе»).
    
Вопросы:
- Как возник этот конфликт? Почему он произошел? (Возможные варианты ответов: потому что Волков ударил Семичева; потому что Семичев обидел Трухову; потому что Волков ничего не объяснил Семичеву и др.)
- Что чувствовали действующие лица? Как вам кажется, хорошо ли, что у людей разные характеры, свои индивидуальные особенности, что каждый видит мир по-своему? (Ребята, размышляя над этим вопросом, приходят к выводам, что с одной стороны, это делает жизнь людей более интересной, разнообразной; с другой – нередко приводит к непониманию, ссорам, конфликтам).
- Но если конфликты неизбежны, потому что мы разные люди и у нас разные интересы, то давайте подумаем, как выходить из конфликта с достоинством, то есть, не доводя до ссоры, драки?
(Возможные варианты ответов: надо понять, что хочет другой человек; надо объяснить человеку, чего хочешь ты, что тебе не нравится; надо подумать, а прав ли ты сам; нужно быть более внимательными, доброжелательными, терпимыми с другими людьми)
- Можно ли было обойтись без драки в нашем случае? (Выдвигая свои предположения, дети сходятся на том, что если бы ребята поговорили друг с другом, то, может быть, драки и не было бы).

Немецкий философ Иммануил Кант сформулировал такой закон: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Кант считал, что если все люди будут выполнять этот закон, то общество станет совершенным. А вы согласны с Кантом? (Наверное он прав, ведь себе никто не пожелает унижений, оскорблений и т.д. Казалось бы, так просто изменить мир к лучшему! Но, к сожалению, мир до сих пор не совершенен).

Люди давно задумываются о том, как научиться быть терпимыми. Оказывается, для этого очень важно уметь относиться с юмором к самому себе, уметь поставить себя на место другого, не унижать другого человека.
- Но ко всему ли можно быть терпимым? (Возможные ответы: нельзя терпеть жестокость, унижения, несправедливость, насилие.)

Нетерпимость очень часто  оказывается рядом с насилием.
- Какое бывает насилие? (Физическое – бьют, делают больно, издеваются и др.; моральное – оскорбления, угрозы, обидные прозвища, несправедливые наказания и т. д.)

В мире много насилия. Часто свои проблемы люди решают силой. Но чаще всего насилие ни к чему хорошему не приводит – ни в отношениях между людьми (злоба, ненависть, месть), ни в отношениях между государствами (терроризм, захват заложников, войны). Вражда, насилие, жестокость ничего создать не могут, - они могут только разрушать. Приведите примеры.

(Сложность в том, что сегодняшняя действительность, скорее всего, склоняет детей к мысли, что без насилия ничего не добьешься. Надо попытаться убедить их в обратном)

- А теперь, давайте представим, какие  варианты мирного  выхода  из  истории  с  дракой могли бы быть?

Ребята переигрывают сцену (например, Семичев  извиняется  перед   Труховой, мальчики пожимают друг другу руки и т.п.).

Итак, какие выводы мы можем сделать? Примерные ответы: Важно отказываться от насилия и искать мирные пути решения споров и конфликтов. Нам надо поучиться быть терпеливыми друг к другу, стараться услышать и понять друг друга, и тогда конфликт не возникнет. А если и возникнет, то терпеливые люди сумеют выйти из него с достоинством. 
 

      
Шаг 4.
Родительское собрание.

Тема: Толерантность – путь к согласию и взаимопониманию.
           (Разрешение конфликтов, возникающих в школе и дома.)

Формы проведения
: беседа, консультация, деловая игра.

Цель
: - способствовать большему развитию взаимопонимания между  родителями, детьми, учителями.

Задачи:
 
-   выявление взаимоотношений между родителями и детьми.
-   выработка путей бесконфликтного выхода из спорных ситуаций;
- акцентирование внимания родителей на уважении к правам личности  (ребенок, учитель, родитель);

Продолжительность – 1 час 20 минут.

Участники: родители, учителя, работающие в классе, кл. руководитель, консультанты. (Вариант: участвуют еще и ученики, им можно дать задание инсценировать ситуации.)

Планируемый результат
:
 -   выявление проблем родителей с собственными детьми;
 -   укрепление контактов с семьями учащихся;
 - укрепление взаимопонимания родителей, детей и учителей, стремление взаимодействовать.

Предварительная подготовка
- Анкетирование родителей. (Проводится на предыдущем родительском собрании. См. приложение 1.)
- Анкетирование учащихся. (См. приложение 2.)
- Приглашение специалистов: психолога, правоведа (предварительно познакомить их с вопросами-ситуациями)
  
Содержание:

1. Познакомить присутствующих с Декларацией принципов толерантности.
    Краткий комментарий ее статей и значение. 10 мин.

2. Диагностика (на основе анкетирования родителей «Что волнует вас в ваших детях?» и анкетирования учащихся «Ваши отношения с родителями»).15 мин.

3. Работа в группах.
    Родители и присутствующие учителя делятся на группы по 4-5 человек.

Задание1. Попробуйте составить памятку, которая могла бы помочь создать наилучший психологический климат в семье. После выполнения задания     обобщить полученные результаты и записать на доске.10 мин.

Примерный вариант памятки:
1. Постарайтесь понять основные причины конфликтов, заложенные в Вашем собственном характере.
2. Попытайтесь понять, откуда проистекают сложности в ваших отношениях с детьми. Всегда ли обоснованны Ваши замечания, нотации, чрезмерная требовательность.
3. Постарайтесь понять и простить близким некоторые их недостатки.
4. Старайтесь обуздать в себе негативные эмоции и чувства.
5. Побольше юмора.

    Задание 2. Каждая группа получает карточку с ситуацией. Задача группы – выработать общее решение проблемы.10 мин.
 
Разбираемые ситуации

1. Конец полугодия. Ученику 9 –го класса Роману С. грозит неаттестация по трем предметам за 1-е полугодие. Учителя данных предметов отказываются оказать ему помощь, т.к. он ничего не хотел делать вовремя, прогуливал, не выполнял задания, плохо вел себя на уроках. Кл. руководитель сообщил о тревожной ситуации родителям.
 
Ваши действия по погашению конфликта.

2. Идет урок. Учитель объясняет  новый материал. Коля Н. занят своим новым мобильным телефоном. После нескольких бесполезных замечаний учитель забрал телефон, сказал, что вернет его только родителям, и положил мобильник в учительский стол. На следующий день родители пришли, но телефон исчез.
 
Ваши действия по погашению конфликта.

3. Ученицы 9 класса Ира К., Лена М., Оля Д. на перемене курили в школьном туалете. Их застал дежурный учитель и сообщил администрации. Учениц обязали написать объяснительные и вызвали их родителей в школу.

Ваши действия по погашению конфликта.

4. Ученик 9-го класса Дима Т. во время школьной дискотеки выпил спиртное. Это было замечено кл. руководителем, который отправил его домой. Родители, открыв дверь и увидев состояние сына, были в шоке.

Ваши действия по погашению конфликта.

5. Ученица 9 класса Наташа В. во время урока писала записки и передавала их ребятам, отвлекая их и мешая учителю. Учитель перехватил очередную записку и зачитал вслух ее содержание. Наташа нагрубила учителю. Возмущенный учитель потребовал, чтобы Наташа покинула класс и больше не затрудняла себя посещением его уроков.

Ваши действия по погашению конфликта.

Общее обсуждение.                                                      20 мин.

Комментарии экспертов.                                              5 мин.

Подведение итогов работы.                                       10 мин.
 
Анализ работы учителем (ведущим), высказывания участников о ее ходе, общении в группах, психологическом состоянии во время работы, рассуждения о том, что полезного дало все занятие.
                                                                                                  

 

 


                                                                                                          
                                                                                                  Приложение 1.
Анкета для родителей

«Что Вас волнует в Ваших детях?»

1. Хорошо ли Вы знаете своих детей?
          Да                             Нет                        Затрудняюсь ответить

2. Доверяете ли Вы своему ребенку?
          Да                             Нет                      

3. Помогаете ли Вы своим детям в учебе?
         Да                               Нет                          Иногда

4. Воспитывая Ваших детей, применяете ли Вы физическую силу?
         Да                               Нет                          Иногда

5. Помогают ли Вам Ваши дети в домашних делах?
         Да                               Нет                          Иногда

6. Считаете ли Вы, что дети сами должны нести ответственность за свои Поступки? 
        Да                                Нет

7. Считаете ли Вы, что ребенок имеет право на личную жизнь и свои секреты?
        Да                                Нет

8. Часто ли дети заслуживают Вашей похвалы?
        Да                                Нет

9. Доверяете ли Вы своим детям крупные суммы денег?
        Да                                Нет

10. Часто ли Вы говорите с Вашими детьми «по душам»?
        Да                                Нет

11. Говорите ли Вы со своими детьми о правилах поведения?
        Да                                Нет                           Иногда

12. Хочется ли Вам, чтобы Ваши дети были лучше, чем они есть?
       Да                                 Нет

13. Какие претензии Вы можете предъявить Вашим детям?
     лень    непослушание          грубость       безответственность            лживость     
     что-нибудь еще                никаких

14. Какие качества Вам бы хотелось  больше всего воспитать в Ваших детях?
      честность   трудолюбие   человечность   аккуратность     
     ответственность                           что-нибудь еще

15. Что бы Вам конкретно хотелось изменить в характере Ваших детей?
       Спасибо!                                                                            
 



                                                                                                      Приложение 2.
Анкета для учащихся

«Ваши отношения с родителями»

1. Делишься ли ты с родителями своими проблемами?
           Да                 Нет             Иногда

2. Помогают ли тебе родители в учебе?
           Да                 Нет             Иногда

3. Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей?
           Да                 Нет             Иногда

4.  Доверяют ли тебе твои родители?
           Да                 Нет             

5. Помогаешь ли ты родителям в домашних делах?
           Да                 Нет             Иногда

6. Часто ли родители говорят с тобой «по душам»?      
           Да                 Нет             Иногда

7.  Родители чаще ругают тебя:
            несправедливо    справедливо    совсем не ругают

8. Применяют ли они к тебе физические наказания?
           Да                 Нет              Иногда

9. Могут ли родители (имеют ли право) проверять карманы, портфели своих детей, читать их личные записки?
           Да                 Нет 

 10. Какие права ты хотел бы иметь в семье?
  

Спасибо!
      
Шаг 5.
Конкурсы.

Для 8-х классов - Конкурс рисунков и плакатов по правам человека в детской интерпретации (в т.ч. права детей, родителей, учителей. Например: Я имею право на свои секреты!  Я имею право знать, чем мой ребенок занимается после школы! Я имею право спокойно вести урок!)

Для 9-х классов - Конкурс синквейнов по толерантности и правам человека.
  
Информация:
Синквейн – форма японской поэзии, пятистрочие, в котором:
1-я строка – понятие;
2-я строка – 2-3 прилагательных, характеризующих тему;
3-я строка – 2-3 глагола, дающих динамичную характеристику;
4-я строка – фраза, выражающая отношение автора к теме;
5-я строка – одно слово, в котором автор высказывает свою ассоциацию к теме.
 
Примеры:  Толерантность                                                       
                    Необходимая, всеобщая                          
                    Примиряет, объединяет, уравнивает
                    Путь к решению конфликта
                    Согласие.

                   Достоинство
                   Человеческое, гражданское
                   Не врать, не трусить, не унижаться
                   Быть не равнодушным человеком
                   Благородство.

                   Учитель
                   Мудрый, добрый, справедливый
                   Учимся, умнеем, сотрудничаем
                   Как интересно проходит урок!
                   Класс!

                   Одноклассники
                   Веселые, грустные, разные
                   Помогут, подскажут, объяснят
                   Нам хорошо вместе
                   Друзья.

                   Родители
                   Строгие, любящие
                   Заботятся, переживают, воспитывают
                   Мне повезло с ними
                   Семья.

 
Литература:
1. Всеобщая Декларация прав человека. 1948.
2. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
3. Конвенция о правах ребенка. 1989.
4. Бочаров И.Н. и др. Права человека. Пермь, «Здравствуй», 2000.
5. Глушкова С.И. Права ребенка: международные стандарты и Россия.     
    Екатеринбург, 2003.
6. Кадяева С. Мы – сограждане (школа и общество). М., «Бонфи», 2002.
7. Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. М., «Русское слово», 2004.
8. Первые шаги. М., Международная Амнистия, 2003.
9. Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.     
10.Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.
11.Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 1-2.
      Под  ред. Л.И.Семиной. М., «Бонфи», 2002
12.Элиасберг Н.И. Права человека в свободной стране. С-П., СпецЛит, 2001.
13.Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание 
                                 гражданина России. С-П., СпецЛит, 2001.




 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге