На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    5 декабря 2022     Екатеринбург: 9:06     Берлин: 5:06 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Российско-германский проект / Межэтнические отношения / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Интеграция через участие


Коммунальные стратегии для участия мигрантов в общественной жизни

1. интеграция и коммунальная ответственность

В дальнейшем  на примере столицы федеральной земли г. Мюнхене показано, как коммунальная политика и управление могут справляться со своей ответственностью за интеграцию меньшинств в городское сообщество. Коммуны как места кристаллизации гражданского совместного проживания, будничных повседневных забот и непосредственного политического опыта предоставляют для интеграции через участие особые шансы. Под интеграцией мы понимаем длительный процесс включения приезжих с целью уравнивания их жизненного уровня. За успешность этого процесса переселенцы  несут ответственность  наравне с принимающим сообществом.  Наше понимание интеграции уважает и высоко ценит культурное многообразие.
В этой попытке дефиниции уже определены различные измерения, в которых проходит интеграция в общество.
Фридрих Хекманн (2003) различает 4 измерения:

Структурная интеграция

Включает в себя приобретение прав и доступ к позициям в основных институтах принимающего общества, как например, рынок труда, рынок жилья, система образования, система здравоохранения и представление политических интересов.

Культурная интеграция

Предполагает сближение между переселенцами и принимающим обществом, происходящее с изменением установок и отношения через процессы обмена.

Социальная интеграция

Описывает становление членами союзов (обществ) и дружественных кругов

Идентификационная интеграция

Охватывает чувство принадлежности и готовность идентифицировать себя со структурами принимающего общества, такими как город или часть города.

На этом фоне коммунальное управление приобретает особое значение. Управление изменяется: модель управления, руководящего сверху, думающего и действующего в категориях над и под ( начальство – подчиненные) превращается в модель управления организацией, оказывающей услуги с элементами планирования, направления, решения проблем, помощи, дающими право и ориентированными на участие.

Социальное управление стремится соответствовать этому видению. К гражданам нужно относиться как к заказчикам. Более сильная ориентированность на субъект, связанная с активным участием пользователей, приходит на смену старому представлению об объекте. Социальные службы пытаются не выдвигать более дефицит своей клиентуры на передний план, а работать с ориентацией на  ресурсы.

Одновременно внимание направляется действительно на всех жителей, соответственно и на меньшинства.

Преобладающее большинство общественных услуг, все повседневное обеспечение жизнедеятельности осуществляется коммунальными службами (включая независимые организации). Интеркультурная ориентация и раскрытие структур регулярного обеспечения для меньшинств, особенно для мигрантов является тем самым вопросом социальной справедливости  и равного отношения. Интеркультурное бережное отношение становится требованием для профессиональной, то есть   хорошей работы.

Для организации социального города можно сформулировать следующие основные моменты:

• Признать различия
• Управлять многообразие
• Обеспечить интеграцию
• Побуждать к солидарности и поддерживать солидарную работу
• Укреплять самопомощь и собственную инициативу

2. участие и предоставление полномочий

Социальная и коммунальная политика может быть успешной лишь как интегрированный политический подход, который поддерживает участие городского населения и требует этого. «Участие и предоставление полномочий» можно в связи с этим рассматривать как коммунально - политическую  основную философию для гражданской ориентации: участие как участие  пользователей социальных услуг, также как предоставление полномочий как обеспечение и способность к заботе о самом себе являются позициями, которые взывают к сильным сторонам  и способностям человека и способствуют развитию «помощи для самопомощи».

Именно в сфере социальной работы это означает отходить от ориентированности на дефицит к ориентированности на ресурсы. Таким образом, необходимо нащупать имеющиеся способности, опереться на них и укреплять. Если представить себе первоначальный образ мигранта, то становится ясно, что необходима смена перспектив. Семьи мигрантов и их дети рассматриваются преимущественно как убыточные существа, которым необходимо оказывать помощь. Таким образом, у них отбираются шансы на общественную деятельность, они лишаются возможности брать на себя ответственность, самоорганизацию и  заботу о себе. Нужно признать мигрантов как людей, которые активно строят свою жизнь, которые способны  принимать самостоятельные решения и самоопределяться. На этом фоне становится ясно, что здесь представлено очень широкое понимание участия.

3. Интеграционная политика  как коммунально – политическая задача и задача общего руководства.

Компетентная работа в различных по культуре странах приема предполагает социальную и интеркультурную компетенцию действий. Интеркультурная ориентация обращает внимание на субкультурные меньшинства как следствие процессов миграции и плюрализации и обращает особое внимание на эксклюзивные механизмы городского сообщества или отдельных его частей.

Такое интеркультурное понимание исключает опасность культурализации  и национализации социальных взглядов через то, что собственный взгляд на вещи становится обдуманным. Отношение между культурой большинства и меньшинства необходимо всегда рассматривать как отношение власти.

На фоне такой возвратной интеркультурности (Гамбургер 1999: 38) необходимо обозначить 4 уровня, определяющие отношения администрации к меньшинствам.

3.1 Нормативный уровень

Коммунальная политика должна задаться вопросом, чувствует ли она вообще  обязанности перед  какой-то интеркультурной парадигмой и какой?  При этом речь идет о планировании развитии города в самом широком смысле, значит о том, как коммунальная политика и ее профессиональные представители обращаются с меньшинствами и особенно с вновь прибывшими. Такое представление, ориентированное на будущее, должно исходить из целостной картины мира, которая характеризуется разнообразием и отличиями. Основным видением было бы тогда, например, усиление интеграционных сил урбанизированного общества.

Для коммуны такой политический подход означает отказ от реактивной социальной политики в пользу организованной, также как и смену парадигм от коммунальной социальной политики к такой, которая рассматривает город как целое в качестве организованного социального пространства. Это означает комплекс социальной политики и требование, соприкасаться интегрированными подходами работы основных политических областей,  таких как развитие города, экономика, здравоохранение, образование и социальная сфера.

Такая политика должна исходить из понимания, что этнически - культурная неоднородность сегодня нормальное явление. Было бы благоприятной на будущее перспективой, если бы эта разнородность рассматривалась как продуктивный ресурс, а не преимущественно как коммунальное отягощение. Это не значит, что не нужно  обращать внимание на структурно – проблемные ситуации в городских квартирах, напротив: инфраструктурные дефициты являются пунктами приложения для коммунально – политических интервенций с целью создать равные условия жизни во всех социальных сферах. Такая политика включения принимает во внимание структурные проблемы. Одна лишь пространственная концентрация этноса или национальной группы не может быть индикатором коммунального вмешательства. Но если же по структурным причинам развиваются стратегии по предотвращению пространственной сегрегации, то необходимо учитывать соседние  сетевые структуры меньшинств, чтобы не ослабить их ресурсы.

Таким образом, требуется сдержанность при вмешательствах в жизненную сферу и бережная культурная поддержка интеграционных процессов. Пока еще недостаточно чуткости по отношению к этнически-культурным меньшинствам со стороны планирующей администрации и учета при планировании, например, разного отношения к пространству. Так, необходимо было бы учитывать при планировании озеленения другой подход к проведению свободного времени ненемецких семей, которые часто используют площади совершенно разным образом. Также надо было бы учитывать то, что ненемецкие подростки не используют пространство на общественных площадях, так как они удовлетворяют свои потребности в спорте и проведении досуга в меньшей степени в организованных структурах объединений, чем немецкая молодежь. Надо совместно искать возможности участия и самовыражения для меньшинств, приезжие должны стать из объекта социального планирования снабжения субъектом ориентированного на участие в городском планировании.

Это касается интересной сферы ориентированной на совместные действия этнической экономики, которая пока еще едва  ли играет какую-то роль в коммунальном планировании экономики. При этом этот сектор не только значителен для обеспечения миграционных меньшинств или для обогащения немецких привычек потребления.
Это и все растущий фактор экономики, который создает места учебы и работы и начинает играть для социально-экономического включения молодых мигрантов значительную роль, вполне и под аспектом социального контроля со стороны миграционных колоний. Эта форма локальной экономии означает одновременно повышение ценности квартиры, функцию мостика между местными и мигрантами, так же как и квалификацию местного снабжения.

Обрисованные здесь основные нормативные соображения должны быть отражены в дифференцированной коммунально – политической концепции.

3.2 Институциональный уровень

Новая для администрации компетенция, которую еще стоит приобрести – это умение направлять. Здесь речь идет об экономическом и действенном использовании все уменьшающихся ресурсов для достижения согласованных целей и желаемого воздействия. Коммунальная администрация должна воспринимать свою ответственность за управление с целью раскрытия через процессы управления коммунально – политических полей действия в интеркультурном аспекте и достичь интеграционно – политического воздействия.  Мюнхенский подход интеркультурного ориентирования  и открытости администрации возник благодаря  идеи вклиниться в современные процессы модернизации администрирования и сделать полезными развитые там инструменты для процессов открытия, учитывая основные темы (гендер и интеркульт). (сравни Хандшук/Шроер 2000)

Преимущественно технократический характер реформы управления по новой модели управления побудил нас  в «Ведомстве по делам молодежи г. Мюнхен» очень рано подкрепить профессионально этот управленческий подход и расширить его через испытанные инструменты развития правовой помощи детям и молодежи: ориентированное на участие в планировании детей и молодежи, которое нуждается в социально – политических прениях молодежи с организациями, политиками, социальным ведомством и др. для выработки целей.
В дальнейшем, повышение качества, которое рассматривает достижения результатов как существенный элемент успеха социальной работы и создает предпосылки для постоянных процессов улучшения. Это все должно быть дополнено мерами для личного развития. Это означает, что необходимо активно привлекать для работы в администрацию в качестве сотрудников людей с мигрантским происхождением. Т. к только так общественная реальность отражается в коллективах администраций и обеспечивается возможность продуктивных дискуссий в интеркультурных командах. С другой стороны необходимо, чтобы учреждения и их коллективы учились компетентному подходу к интеркультурности, чтобы тем самым передавалось умение, соответственно реагировать в острых интеркультурных  ситуациях и бережно обращаться с этническими меньшинствами.

3.3 Социально-пространственный уровень

Социально-пространственная ориентация коммунальной работы исходит из того, что соответствующее социальное предназначение помещений накладывает отпечаток на специфическое социальное положение детей, подростков и их семей, пожилых и одиноких, местных и мигрантов. Итак, там, где коммунальные предложения могут развить свое воздействие на граждан лишь в связи с социально – пространственным окружением граждан, планирование и оказание услуг должны пускаться в это конкретное жизненное поле.

Следствием этого является далеко идущая децентрализация и регионализация коммунальных предложений и подход к планированию, который направлен на то, чтобы создать конкретное жизненные условия городской части для всех жителей, развивать и изменять их так, чтобы они друг к другу приспосабливались.

При этом необходимо продуктивно использовать индивидуальные ресурсы, соседские связи и социальные заделы.

Этой социально – пространственной ориентации соответствует взгляд на положение людей. По нашему определению коммунальная интеграционная политика нацелена на уравнивание мигрантов и местных. Вместе с понятием «положение» должно быть сформулировано совместное понимание планирования, которое включает в свой анализ социальные перемены и изменившуюся социальную структуру, чтобы соответствовать увеличивающейся общественной дифференциации. При определении социального неравенства речь не идет об анализе преимущественно позиции в трудовой деятельности, а в такой же мере о новых масштабах социальной дифференциации, таких как пол, возраст, образование, бедность, миграция или региональная жизненная сфера. Тем самым интеграционная политика учитывает при анализе их исходной ситуации, как субъективные условия жизни, так и субъективные установки.

Разумным дополнением к этому основополагающему подходу является ориентация на целевые группы в том случае, когда меры в социальном поле не могут быть реализованы. ( например меры, способствующие повышению квалификации, специфическая помощь девочкам и женщинам), когда целенаправленные меры по компенсации действуют лишь в рамках города (например, меры по поддержке мигрантов и языка) или когда предложения  для малых меньшинств становятся разумными только на федеральном уровне (например, этнические культурные общества).

Итак, социально – пространственно –ориентированный подход к культурным процессам открытия и мерам по интеграции концентрируется на учреждениях социальной сферы и направлен на последующую ориентированную на клиента интеркультурное открытость через взаимные процессы изменения. Тем самым преследуется цель путем структурно-ориентированной стратегии способствовать интеркультурной ориентации и открытости социальной и других служб города.  В последние годы в Мюнхене мы достигли хороших результатов в двух модельных проектах. С одной стороны, в двух Мюнхенских социальных  регионах были созданы  «уполномоченные по вопросам миграции», которые были в распоряжении учреждений и служб в качестве консультантов и помощников и путем собственных инициатив привели в действие процессы квалификации. С другой стороны, в двух социальных регионах была предложена программа «интеркультурно-ориентированное обучение», которая способствовала длительной интеркультурной ориентации и открытости служб также как и изменению установок и отношений своих сотрудников  и тем самым ведут к квалифицированному изменению организации изнутри.

4. коммунальные интеграционные стратегии

В дальнейшем необходимо представить коммунальные стратегии для общественного участия мигрантов и примеры из Мюнхена для равенства гражданских общественных шансов. В качестве ориентировочного результата служат 4 уровня общественных интеграционных процессов, к которым относятся указания.

4.1 Структурная интеграция

Для интеграционно - политической дискуссии необходимо самокритично отметить, что в прошлом действовали ярко выражено формально-демократически и структурно-ориентированно. На переднем плане было требование предоставления формальных прав и возможность членства в политически важных институтах и органах. Не уделялось внимания скорее коммуникативным процессам для интеркультурного обмена и идеям для самоорганизации и совместной деятельности мигрантов. Не теряя из виду формально демократическую перспективу необходимо в будущем уделять больше внимание  предоставлению возможности коммуникации.

Конечной точкой в структурных интеграционных процессах, без сомнения, является приобретение прав  гражданства переселенцами. Облегчение этого и информационные кампании о возможности получения гражданства были в прошлом лишь частично успешными, остаются, однако по-прежнему важными. Это относится в равной мере к требованию предоставления коммунального избирательного права, существующие конституционно-правовые препоны, к сожалению, широко известны. Советы по делам иностранцев или советы по делам миграции могут быть заменой лишь условно. Сегодня ведется острая дискуссия об их работе в будущем, которая была спровоцирована не в последнюю очередь малым участием в выборах. Полный отказ от них кажется сейчас скорее неразумным, но убедительные перспективы еще невидны.

Коммунальная интеграционная политика нуждается в стратегическом менеджменте. Структурные составные части являются (как в Мюнхене) задачей для  интеркультурной работы и уполномоченного по делам интеграции.  В дополнение необходима антидискриминационная структура наподобие омбутсструктуры и предпосылки для антирасистской работы. Таким структурам должны быть предоставлены инициативные функции и право на вмешательство, чтобы они могли эффективно работать. Такие функции должны быть вплетены в формальные структуры участия. Мюнхен, например, имеет городскую комиссию по развитию интеграции, возможны интеркультурные советы и другие органы, в которых вместе работают представители политики, администрации, специалисты и мигранты. Возможны и уже существуют в некоторых регионах интеркультурные и интеграционные комиссии как формальные объединения для принятия решения  городского совета общин. Кроме того, в Мюнхене существует эффективное взаимодействие специалистов через «Трудовую кооперацию и координацию по делам иностранцев»  или в виде круглого стола мусульман» при 3-ем бургомистре место информации и коммуникации для этого общественного обсуждения.

Важными индикаторами для структурной интеграции мигрантов является  их формальное участие в общественной и политической деятельности. Так, в Мюнхенском  городском совете  в 3 городские фракции выбраны 4 члена с мигрантским происхождением. Было бы важной интеграционно-политической инициативой поддержка подобных фактов и тем самым на уровне городского района  начинать, например, в районных комиссиях.  Важными элементами структурной интеграции являются также и работа в родительских комитетах в детсадах и школах, также как и создание молодежных союзов для молодых людей с мигрантским происхождением.

Здесь важно указать и на решающий фактор освоения языка, роль дошкольного, общего и профессионального образования для структурной интеграции.

4.2 культурная интеграция

Важной основой для позитивных процессов обмена и изменения установок и отношения являются Интеркультурная ориентация и прием на работу сотрудников с мигрантским происхождением, как говорилось выше. Кроме того, необходимо находить собственные пути подхода к мигрантам. Положительные опыт появляется тогда, когда сотрудники служб покидают свои письменные столы и активно ищут свои соответствующие целевые группы и лично беседуют с ними. Здесь следует особенно использовать ежедневные места коммуникации, так как, например, происходит в работе с родителями или в проектах, таких как «Опыт интеграции» или «Разговор с родителями».

В многообразии различных проектов в Мюнхене закладываются основы для культурной интеграции, например через проект «Асилим – превентивная работа с семьями мигрантов», цель которого положительно повлиять на отношение родителей-мигрантов к воспитанию. Тоже самое можно сказать и о проекте «Донне Мобиле», который направлен на поддержку здоровья и о проекте « Сад культур», который особым образом открывает нетрадиционные возможности коммуникации.

Подобные проекты предоставляют хороший шанс для информационной политики, ориентированной на цель, передать информацию о немецкой системе снабжения в конкретном отдельном случае, устраняет страхи соприкосновения и наводит мосты. Этому способствуют также языковые и интеграционные и ориентирующие курсы,  такие как «Хиппи» или «Мама учит немецкий».

Важным полем деятельности является создание культурной общественности, как, например, в Мюнхене с помощью крупного мероприятия «Другой», возможности выставляться в «Галерее Гете 53» или другие многочисленные предложения Мюнхенской Народной Высшей Школы. В такой же мере  процессам культурного и личного обмена помогают и спортивные проекты, такие как «Баскетбол в полночь» или инициатива «Пестрота здорово смотрится».

4.3 Социальная интеграция

Здесь находится широкое поле деятельности, которое требует дополнительного анализа. Сделать возможными межэтнические отношения и способствовать их развитию представляется особо дифференцированным подходом. Поддержка объединений в самом широком смысле как коммунально – политическая задача направлена на мигрантов. Это происходит в областях культуры и спорта самыми разными способами, бюро с функциями консультирования и поддержки выполняло бы важную роль.

Тема, которой до сих пор не уделялось должного внимания , гражданская активность и развитие самопомощи и самоорганизации мигрантов. Также и здесь в Мюнхене у нас есть положительные результаты: в центре самопомощи мы имеем институционализированное место развития и поддержки.  За последние годы здесь состоялся ряд специальных бесед, организованных ведомством по делам молодежи и центром самопомощи, которые должны были способствовать помощи в самопомощи в работе с мигрантами и организации сети групп самопомощи и регулярных служб в миграционном контексте. В перспективе мигранты должны научиться брать на себя ответственность, самостоятельно организовываться и быть готовыми работать на общественных началах. Решение проблем молодых мигрантов или вопросы здоровья – темы, за которые необходимо больше отвечать самим, чем раньше. Здесь городская администрация несет ответственность за поддержку самоорганизации молодежи и обучение мультипликаторов. Есть чрезвычайно положительные примеры самоорганизации, например, молодежи, которые стали организациями – членами в окружном союзе молодежи г. Мюнхен.

4.4 Идентификационная интеграция

Чувство принадлежности и готовность действительно идентифицировать себя со  своим социальным окружением, может быть, результаты долговременного интеграционного процесса. Но уже сейчас особенно у молодежи можно констатировать, что она очень сильно идентифицирует себя с локальными структурами и в образующих группах часто называет себя по ним. Работа в районе города и работа на общину это то, что может развивать такое локальное сознание. С развитием ориентированной на общественную работу экономики как раз также и со стороны мигрантов, мерами по улучшению квартир или через межкультурно -ориентированные стратегии для развития качества, которые квалифицируют местные службы конкретно для бережного культурного отношения с их населением, закладываются основы для взаимных процессов сближения.

Но межкультурная совместная жизнь не является бесконфликтной, поэтому особенно важны идеи межкультурной медиации в районе города. Мы осуществили в Мюнхене совместный с рабочей благотворительной организацией проект под названием «Конфликт в межкультурном контексте» и обучили сотрудников успешно решать такие конфликты. Вкладом в избежание таких конфликтов является участие населения мигрантов в организации их жизненной среды и вовлечение арендаторов жилья мигрантского происхождения в советы арендаторов жилищных кооперативов. Финансируемая федеральным правительством программа «Социальный город» предоставляет хорошие возможности приложения сил, чтобы финансировать инфраструктурные и социальные меры как раз в частях города с высоким процентом мигрантского населения для улучшения обделенных частей города.

5. Резюме

Формальное участие переселенцев важно и к нему необходимо стремиться. Избирательное право для их презентации и выражения интересов, а именно учет этих интересов обязательны. Процессы, обеспечивающие возможности и участие как основа межкультурных процессов понимания и соответствующих возможностей коммуникации в равной степени важны и их следует развивать.

Это требует межкультурной интеграционно-политической концепции коммун с основными моментами:

• Интеркультурное бережное и ориентированное на участие планирование развития города  

• Интеркультурная ориентация и открытость городской администрации ее мер и предложений

• Социально-пространственная ориентация на  мер и межкультурное обучение сотрудников.

Для актуальных задач должен быть найден подход в духе «Мейнстриминг» (Основной поток). Обращение с различиями и разнообразием становится преобладающей актуальной темой. Уметь обходиться с этим становиться ключевым умением для городских администраций.

Дискуссия вокруг межкультурной ориентации должна быть увязана со сравнимыми подходами: как принцип гендерного «основного потока», так и процессы руководящего разнообразия имеют схожие точки отсчета. Они направлены на реорганизацию, улучшение, развитие и изменение процессов во всех сферах политики и работы организации. При всех этих стратегиях  идея сквозной политики является основополагающей, т.к. равенство шансов может быть достигнуто лишь тогда, когда к нему стремятся во всех областях. Соединение этих подходов к «организации многообразия» рекомендуется также, чтобы достичь успешных результатов и объединения сил.

Итак, речь идет  о признании равноценности и признании различий и тем самым также о вкладе в достижения равенства шансов и социальной справедливости.

Литература:

Гамбургер, Ф. (1999)  Об опекунстве гастарбатеров к обдуманной межкультурности.
В: Миграция и социальная работа 3-4, стр. 33-39

Хантшук, С./Шреер Х.(2000) Межкультурное открытие социальных служб.
В: : Миграция и социальная работа 3-4, стр. 86-95

Хекманн, Ф. (2003). Условия успешной интеграции. Доклад при открытии заседания уполномоченных по делам иностранцев и интеграции федерации, земель и коммун, Аугсбург.

д-р Хубертус Шроер




 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге