TOLZ.RU

Российско-германский проект / О проекте

Маркус Пристерат и проект


Меня зовут Маркус Пристерат, до 1989 я изучал в Бонне юриспруденцию, политику и историю, до начала 90-х годов работал на договорных началах среди прочего в федеральном ведомстве печати и информации, с 1991 до конца 1998 референтом в бундестаге и с 01.01.1999 референтом в федеральном министерстве внутренних дел.

Там я занимался среди прочего очень интенсивно поддержкой русских немцев, интеграцией поздних переселенцев и их семей в Германии, налаживанием контактов между мигрантами и их организациями, а также вопросами коммуникации с органами власти и СМИ.

В рамках проекта ЕС по двусторонним связям „Содействие культуре толерантности в Свердловской области" был в распоряжении в качестве консультирующего эксперта в основном по следующим вопросам:

1. проведение исходного анализа
2. основная координация и согласования в рамках проекта
3. создание и оформление интернет-портала
4. создание кооперационных связей между различными организациями и администрацией
5. создание упономоченных структур в регионах
6. связи с общественностью  


Консультационная деятельность в рамках проекта в Екатеринбурге и в целом в регионе показала, насколько тесными стали контакты между Россией и Германией несмотря на все разные тенденции развития на общественном, экономическом, социальном и политическом уровне. 

Готовность к сотрудничеству в рамках проекта, который заканчивается в августе 2006, интерес к новым темам и направлениям были особенно очевидны у сотрудников негосударственных организаций и административных структур, которые находятся на этапе создания и/ или реорганизации. Сдержанное воодушевление частично наблюдалось также и у государственных структур. Во многих областях была и остается необходимой разъяснительная работа, чтобы инициировать и ускорить протекание процессов и быстро настраиваться на решение новых проблем. В качестве примера можно назвать возможные требования, возникающие в связи с увеличение притока трудовых мигрантов и их семей, которые хотели бы остаться в регионе на более длительный срок . В будущем будет немаловажным привлечение и приглашение к диалогу на ранних сроках всех участвующих в происходящих процессах органов власти, групп, учреждений и др. заинтересованных субъектов.  Безусловно, эта тенденция наполнена рассуждениями, концепциями и действиями, которые невозможно решить только с существующими иерархическими структурами. Необходимо избежать ситуации принятия решений через головы заинтересованных сторон, вообще без их своевременного вовлечения в необходимые дискуссии. Имеет смысл создавать структуры, как например, региональных уполномоченных, если эти люди вследствие своей нравственной чистоты, своих знаний, коммуникативных способностей и активности пользуются признанием и доверием со стороны властей  и людей.  Однако обязательным условием является то, чтобы этих людей слушали и давали им возможность содействовать в реализации (обоснованных) потребностей заинтересованных сторон.

Самыми важными рамочными условиями успешной деятельности также являются политическая легитимность и признание, обязательное внедрение в законодательные и исполнительные процессы, гарантия независимости и обеспеченная инфраструктура (персонал, офисные помещения, материальные средства и т.д.)

Для всего того окружения, где работают уполномоченные, имеет также значение то, чтобы аспекты "толерантности" стали твердой составляющей решений, принимаемых на муниципальном и региональном уровне.

Недостаточным является определение "толерантности" как "терпение" и как следствие скорее пассивное восприятие только лишь физического существования тех или иных групп и людей. „Толерантность“ - это не нечто статичное, толерантному поведению необходимо учиться, его развивать и практиковать. Необходимо защищать права индивидуума, помогать в случаях их нарушения, разрабатывать и реализовывать стратегии, чтобы это правопритязание включить в общую общественную дискуссию. В толерантно действующем обществе области защиты и права должны быть также определены как обязанности и границы.

Определения "гражданского общества" и взгляды на него имеют в России и Германии  разные корни, традиции и проявления. Об этом нельзя умалчивать. Однако цели должны быть едины: действовать на благо людей и по возможности вовлекать их в происходящие процессы. Это имеет смысл и помогает государству и его политическим структурам повысить признание своих решений и действий, создать прозрачность и тем самым расширить свои возможности. Закрыто принимаемые решения редко приводят к признанию общественности или к готовности самому активно действовать на благо общества и, например, добровольно брать на себя  решение задач в социальной и культурной сферах. Как раз здесь у государства есть не только возможность сфокусироваться на большую открытость по отношению к своему населению, оно также может получить поддержку со стороны активно участвующих своих граждан в решении некоторых своих всё усложняющихся задач и в выполнении своих обязательств.

Однако это означает также предоставление заинтересованным и вовлеченным людям свободы для их активных действий не только там, где это желаемо, а осознанно не ограничивать свободу действий там, где могут быть проложены и испробованы новые пути благодаря индивидуальной креативности и активности. При этом у людей должна быть возможность встречаться, общаться, высказывать свое мнение и действовать, где и когда они хотят. Государственное влияние должно использоваться только тогда, когда речь идет о соблюдении законов, об общественной безопасности и порядке. Границы легитимного вмешательсва должны быть очень узкими, за любые нарушения со стороны властных структур необходимо в четкой форме делать выговор и наказывать.

Эта позиция дает возможность заметно улучшить доверительные отношения между гражданами и их государством, однако означает также во многих областях основополагающие изменения в общепринятых позициях и практике.

Помимо заканчивающегося проекта по двусторонним связям у Свердловской области есть большой шанс продолжить внедрение совместно разработанных подходов к  созданию и развитию толерантных структур. Совместные дискуссии, различные конкурсы, многочисленные посещения Германии и разнообразные обучение и подготовка могут стать хорошей основой для дальнейших действий. Совместно разработанный двуязычный интернет-портал, миграционная концепция как основа для разработки и внедрения работоспособной и признаваемой консультационной и организационной структуры для мигрантов и их семей, подходы к концептуальному и практическому созданию кооперационных связей между органами власти, учреждениями и организациями, а также начатое построение консультационных структур и структур уполномоченных в регионах - это лишь некоторые области, где начатая деятельность должна быть продолжена. Потребуется ли при этом снова внешняя поддержка в виде проектов и т.д., этот вопрос на текущий момент пока остается открытым.

Совместная работа не всегда была простой; все время проявлялись разный опыт и подходы к реализации процессов обсуждения и внедрения в немецком и российском обществе и органах власти. Зачастую чувствовались страх перед изменениями и тем самым перед возможной потерей авторитета и контроля, опасение, что новые тенденции развития сильно пошатнут самосознание и мировоззрение. Однако многие люди, которые в течение 18 месяцев в той или иной форме были вовлечены в происходящие процессы и обучение, также осознали, что стоит как можно раньше активно войти в изменяющийся мир и не только "терпеть" происходящие изменения, а участвовать в их реализации. Активные мышление и деятельность в рамках создания и развития социально ответственного гражданского общества - это высокая цель; однако её пошаговое достижение даёт большие шансы на дальнейшее развитие общих особенностей и снятие напряженности в отношениях. Иметь возможность управлять демократией, открытыми дискуссиями и процессами общественного развития любят парциально, поступать также с человеческими чувствами и потребностями в перспективе будет вряд ли возможно. Люди в любом обществе, которые считают себя людьми, должны иметь возможность без давления со стороны государства следовать своим желаниям и потребностям в легитимных границах, определять последние совместно с другими людьми и придерживаться их. Эта гарантированная свобода действий для проявления собственной креативности и индивидуальности не должна ограничиваться только лишь личным окружением, а должна касаться деятельности на благо всего общества и тем самым государства исходя из внутренней потребности сделать что-то для всех, "одного или нескольких". 

Задачами современной администрации среди прочего могли бы быть сопровождение этих процессов и деятельности, возможно частичная их инициация и постоянная поддержка. При этом она выступает то в роли направляющего и мыслителя, то в роли инициатора и модератора. Однако она не должна ограничивать свою роль иерархическим контролем и управлением путем наказаний. Она могла бы сама воспользоваться возможностью активного участия в процессах развития и осознанно и активно работать с постоянно изменяющимися требованиями общества.