На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    4 декабря 2024     Екатеринбург: 5:12     Берлин: 1:12 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Толерантность / Образование

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЕ


ЮЛИЯ ЕВСТИГНЕЕВА, ВЛАДИМИР СОБКИН


Статья посвящена изучению религиозных ориентации подростков и их отношения к людям, исповедующим различные религии. Результаты, которые мы здесь представим, основаны на материалах социологического опроса 1429 старших школьников г. Москвы, проведенного по исследовательскому проекту в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)". Мы рассмотрим ряд аспектов, которые в определенной степени позволяют охарактеризовать особенности межконфессиональных отношений в подростковой субкультуре. При этом основное внимание будет уделено двум моментам.

Во–первых, одним из ключевых моментов будет выяснение религиозных ориентации подростков – их приобщенность к религии, оценка ее социальной роли и характер соблюдения подростками религиозных обрядов.

Во–вторых, мы обратимся к анализу особенностей межконфессиональных отношений и непосредственно конфессиональной толерантности в подростковой среде. Наша задача – оценить отношение подростков как к различным конфессиональным течениям, так и к представителям различных вероисповеданий и неверующим.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу межконфессиональных отношений в подростковой среде, необходимо определить, какую роль религия играет в жизни современного подростка, насколько он приобщен к соблюдению религиозных обрядов и ритуалов. Сам вопрос о религиозных ориентациях подростков является ключевым, поскольку позволяет оценить особенности толерантного отношения к тем или иным аспектам межконфессиональных отношений в зависимости от вероисповедания.

Религиозные ориентации подростков. В ходе социологического опроса мы задавали респондентам вопрос о том, исповедуют ли они какую–либо религию, и если да, то какую. Полученные в ходе анализа данные показывают, что доля тех подростков, которые считают себя верующими, достаточно высока и составляет три четверти ответивших. При этом более половины подростков считают себя православными. Поскольку доля школьников, исповедующих другие религии (католическое христианство, буддизм, иудаизм и др.), среди опрошенных не превышает 5%, дальнейший анализ данных будет связан только с подростками, считающими себя "православными", "мусульманами", "верующими, но не относящими себя к какому–либо вероисповеданию", "не исповедующими религию" и "атеистами".

Анализ возрастных особенностей показал отсутствие какой–либо выраженной возрастной динамики в религиозных ориентациях подростков. Это свидетельствует о том, что религиозное самоопределение происходит на более ранних возрастных этапах. При этом единственная возрастная тенденция связана с увеличением доли подростков, считающих себя атеистами, от 7–го к 11–му классу. Подобный рост доли атеистов и у мальчиков и у девочек происходит именно за счет уменьшения доли тех, кто "затрудняется" ответить на вопрос об исповедуемой религии. И в этой связи стоит упомянуть о том, что современное школьное образование по своей идеологии направлено на формирование научного мировоззрения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки, не определившиеся в своих религиозных взглядах на более ранних возрастных этапах, под влиянием школы к одиннадцатому классу принимают именно атеистическую позицию.

Особый интерес представляет анализ влияния вероисповедания родителей на религиозные ориентации подростков, поскольку это позволяет уточнить наши представления о транслировании религиозных ориентации в семье. Полученные материалы показывают, что в семьях, где оба родителя исповедуют православие, доля православных подростков составляет три четверти, что существенно отличается от средних данных по всей выборке (несколько больше половины). Среди же тех подростков, чьи родители исповедуют ислам, доля религиозных еще выше и составляет 90,9%. Таким образом, в целом эти данные свидетельствуют о высокой степени преемственности детьми родительских религиозных ориентации, хотя в среде православных, в отличие от мусульман, подобная трансляция осуществляется менее жестко.

Важно также отметить, что среди подростков из семей, где оба родителя неверующие, ни один не указал на исповедание определенной религии. Характерно, что более половины из них отмечает, что они так же, как и родители либо не исповедуют религию, либо считают себя атеистами. В то же время пятая часть опрошенных считает себя верующими, но не относит себя к определенному вероисповеданию.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что именно семья формирует у ребенка отношение к религии, транслируя как религиозные ориентации, так и атеистические установки.

Религиозные обряды и ритуалы. В ходе опроса подросткам задавался вопрос о соблюдении ими религиозных обрядов и ритуалов. Ответы школьников на этот вопрос позволят нам в первом приближении оценить "степень" их религиозности. Так, анализ полученных данных показывает, что лишь небольшое число подростков соблюдает все предписанные религиозные обряды и ритуалы. Очень немногие "регулярно" соблюдают религиозные обряды и ритуалы или делают это "эпизодически". В контексте исследования мы определили эту группу как "религиозные". Для большинства же характерно либо вообще "несоблюдение религиозных обрядов", либо только "участие в религиозных праздниках". Ответившие таким образом вошли в группу "нерелигиозных". Причем подобное распределение ответов свойственно как для мальчиков, так и для девочек.

Анализ возрастной динамики показывает, что доля "регулярно" или "эпизодически" соблюдающих религиозные обряды с возрастом уменьшается. Уменьшается и доля отмечающих религиозные праздники. Эти данные сопоставимы с возрастной динамикой религиозных ориентации подростков. Напомним, что к одиннадцатому классу среди подростков увеличивается доля придерживающихся атеистической позиции.

Среди исповедующих православие доля "религиозных" оказалась почти в два раза ниже, чем среди мусульман. Для тех же подростков, кто считает себя верующим, но не относит себя к определенному вероисповеданию, характерно несоблюдение религиозных обрядов и ритуалов. Естественно, что неверующие и атеисты чаще указывают на несоблюдение религиозных обрядов и ритуалов, и здесь таких подавляющее большинство.

Оценка роли религии. Для определения отношения подростков к религии в анкете был сформулирован специальный вопрос, который содержал 13 вариантов ответов, характеризующих различные аспекты отношения к Религии.

Анализ полученных данных показывает, что в целом подростки склонны отмечать морально–этические аспекты религии. При этом особый акцент ставится на такой функции религии, как обеспечение "поддержки" в жизни. Так, наиболее популярными ответами были: "религия дает возможность получить духовную поддержку, утешиться в тяжелых обстоятельствах", "позволяет человеку разобраться в самом себе" и "дает возможность сформировать представление о добре и зле". Кроме того, школьники указывают на культурно–нормативную роль религии – "религия определяет законы, которых надо придерживаться в своей жизни", "позволяет приобщиться культурным ценностям", "дает возможность объяснить и понять мир", "позволяет ощутить истинную принадлежность к своей нации и народу". Значительно реже подростки отмечают негативные аспекты религии, такие как: "религия позволяет уйти от реальности, от реальных проблем", "разделяет людей и дает повод для конфликтов", "позволяет уйти от ответственности и найти оправдание своим поступкам", "обедняет сознание современного человека и противоречит научным открытиям". И, наконец, одна десятая часть опрошенных подростков придерживается, на первый взгляд, нейтральной точки зрения, характеризуя религию как "социальную организацию со своими особыми нормами и законами". На самом же деле, подобная позиция в отношении к религии имеет несколько негативный оттенок, поскольку характеризует отстраненное восприятие религии и исключает наличие "духовности".

Обращаясь к гендерным различиям, следует отметить, что в целом структура ответов мальчиков и девочек на этот вопрос схожа. Заметные различия обнаруживаются только относительно двух позиций. Так, девочки чаще отмечают, что "религия позволяет получить духовную поддержку, утешить в тяжелых обстоятельствах". Среди мальчиков же несколько выше доля тех, кто склонен характеризовать религию, как социальную организацию. Представленные данные, на наш взгляд, позволяют зафиксировать тендерную специфику отношения подростков к религии. Так, для девочек характерна ориентация на "духовный" аспект религии, мальчики же чаще склонны рассматривать религию как "социальную организацию".

Рассмотрим, как изменяются представления подростков о роли религии с возрастом. Анализ полученных данных показывает, что на протяжении подросткового возраста у школьников происходит существенная переоценка значимости различных аспектов религии. Так, от седьмого к девятому классу уменьшается доля тех, кто считает, что религия "позволяет разобраться в самом себе". В то же время увеличивается доля подростков, отмечающих культурообразующую роль религии.

В старшем подростковом возрасте снижается доля тех, кто указывает на роль религии в "формировании представлений о добре и зле" и число тех, кто считает, что религия "объединяет людей и расширяет круг общения". Наряду с этим несколько увеличивается доля считающих, что религия "позволяет уйти от ответственности и найти оправдание своим поступкам", и тех, кто характеризует религию как социальную организацию.

Кроме того, на протяжении всего подросткового периода последовательно увеличивается доля подростков, придерживающихся явно негативной точки зрения, считающих, что религия "разделяет людей и дает повод для конфликтов".

Представленные данные о возрастной динамике отношения подростков к религии интересны в трех аспектах. Во–первых, следует обратить внимание на тенденцию снижения к старшему школьному возрасту доли подростков, считающих, что религия "позволяет разобраться в самом себе". Это важно, поскольку сам этот возрастной этап в психологическом отношении связан именно с проблематикой самоопределения. Таким образом, снижается роль религии в самоопределении как раз на том возрастном этапе, когда у подростка актуализируется данная потребность. Во–вторых, важно отметить, что в старшем подростковом возрасте снижается значимость морально–этических аспектов религии, и подростки переориентируются на "нормативное" восприятие религии. И, в–третьих, наряду с отмеченными тенденциями, на протяжении всего подросткового возраста увеличивается доля подростков негативно оценивающих роль религии. Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что к старшему подростковому возрасту религия становится для подростка не просто менее значимой, но и ее роль начинает оцениваться все более критично.

С целью уточнения тендерной специфики и возрастной динамики изменения отношения подростков к религии нами был проведен специальный факторный анализ, который позволил выделить три фактора:

1. "Разобщение, отстраненная позиция" – "консолидация, личностная позиция". Этот фактор противопоставляет разобщающую и консолидирующую роль религии, а также тип позиции подростка по отношению к религии.

2. "Душа – сознание". Противопоставляется роль религии в духовной жизни и влияние на сознание человека. В целом, данным фактором определяется оппозиция "обогащение, поддержка личности – обеднение личности".

3. "Национальная идентичность". Этот фактор определяется таким аспектом восприятия религии, как "возможность ощутить истинную принадлежность к своей нации и народу". Причем подобный тип отношения к религии оказывается связан с "уходом от реальности, от реальных проблем". Таким образом, можно предположить, что в данном случае религия выступает для подростков в качестве своеобразного ценностного пространства, посредством которого они решают проблемы, связанные со своей национальной идентичностью.

Таким образом, результаты факторного анализа позволяют еще раз подтвердить сделанный выше вывод о том, что с возрастом, как для мальчиков, так и для девочек, религия становится все менее значимой и оценивается все более негативно, и в то же время прослеживается явно разный тип "мужского" (когнитивистского) и "женского" (эмпатичного) отношения к религии.

При анализе подростками роли религии в зависимости от их религиозных ориентации было выделено два фактора. Первый – "обогащающая роль религии – обедняющая роль религии". Положительный полюс этого фактора характеризует связь восприятия религии с национальной идентичностью. Отрицательный же полюс объединил негативные аспекты отношения к религии. Кроме того, положительный полюс фактора определяет восприятие религии как непосредственно присутствующей в реальной жизни человека. Отрицательный же полюс, наоборот, характеризует религию как не включенную в реальность. Второй фактор (раскрепощение – регулирование) – противопоставляет такие функции религии, как консолидация и расширение круга общения и регуляция норм и ценностей. Для "религиозных" подростков характерна оценка религии как регулирующей, задающей определенные нормы поведения, которым необходимо следовать. При этом не имеет значения, к какому вероисповеданию они себя относят. Для нерелигиозных подростков, наоборот, характерна установка на социальную функцию религии, связанную с консолидацией и расширением круга общения. Для подростков, считающих себя верующими, но не относящих себя к какому–либо вероисповеданию, характерна несформированность представлений о роли религии и несколько отстраненное отношение к религии в целом.

Толерантность к различным религиям. Для выяснения толерантности подростков по отношению к другим религиям в ходе опроса им предлагалось ответить на вопрос о том, как они "относятся к существованию других религий". Большинство подростков придерживаются толерантной позиции ("все религии имеют право на существование"). Другой, также толерантной позиции – "Бог един, и для меня не имеют значения различия в вероисповеданиях" – придерживаются около четверти подростков. В то же время, некоторые указали на то, что они не признают другие религии. Резко негативная позиция по отношению к религии характерна для очень немногих подростков. И, наконец, десятая часть подростков отметили, что им "вообще безразлична религия".

Рассмотрим, как влияют различные религиозные ориентации подростков на их отношение к другим религиям. Три четверти подростков–мусульман считает, что "все религии имеют право на существование". В остальных группах их доля существенно ниже (около половины среди православных и лишь треть среди атеистов). Причем среди атеистов и не исповедующих никакой религии такой низкий процент придерживающихся толерантной позиции объясняется не только высокой долей тех, кто высказывает достаточно характерное для этих групп мнение о безразличии к религии вообще, но и тем, что в этих группах также существенно выше доля "противников любой религии". Те же подростки, кто не относит себя к определенному вероисповеданию, чаще отмечают позицию "Бог един, и для меня не имеют значения различия в вероисповеданиях". Следует отметить также, что среди подростков, исповедующих православие, значительно выше доля тех, кто "не признает другие религии". Такая жесткая позиция по отношению к другим религиям может объясняться тем, что православное христианство является доминирующей религией в России. Мусульмане же в данном случае склонны придерживаться позиции конфессионального меньшинства, которая характеризуется толерантной установкой по отношению к другим религиям.

Приведенные выше данные, позволяют сделать три основных вывода. Во–первых, большинство подростков придерживаются толерантной позиции по отношению к другим религиям, причем для девочек толерантная позиция более характерна, чем для мальчиков. Во–вторых, на отношение к другим религиям существенное влияние оказывает своеобразие религиозных ориентации подростков, причем здесь наблюдаются явные различия как между верующими и неверующими, так и между подростками, исповедующими различные религии. При этом, идентификация подростками себя с представителями определенного вероисповедания усиливает интолерантную позицию, о чем свидетельствуют различия между школьниками, относящими себя к определенной религии, и теми, кто считает себя верующим, но не относит себя к определенному вероисповеданию. И, в–третьих, отмеченные различия между подростками, исповедующими православие, и мусульманами в отношении к другим религиям, связаны не столько со спецификой этих религий, сколько с демонстрацией позиций, которые характерны для конфессионального большинства и меньшинства.

Отношение к представителям различных религий и к неверующим. Для того чтобы более детально охарактеризовать установки, свойственные подросткам в области межконфессиональных отношений, важно рассмотреть не только их мнение относительно "права на существование" различных религий, но и специфику отношения подростков непосредственно к представителям различных религий и к неверующим.

Полученные данные свидетельствуют о том, что доминирующую позицию в ответах респондентов (исключение составляет только отношение к православным) занимает "нейтральное" отношение. Причем, как показывает анализ возрастных различий, и в отношении к представителям различных вероисповеданий, и к неверующим здесь отчетливо прослеживается последовательное увеличение с возрастом (как у мальчиков, так и у деточек) доли тех, кто указывает на свое "нейтральное" отношение. Следует также отметить, что позитивное отношение в целом преобладает над негативным.

Поскольку в выборке опрошенных больше подростков, исповедующих православие, то общие данные об отношении к представителям различных религий скорее выражают позицию именно большинства.

Анализируя, как школьники с разными религиозными ориентациями относятся к людям, исповедующим различные религии, мы выделили два основных момента. Во–первых, следует отметить, что наиболее активную интолерантную установку по отношению к представителям всех вероисповеданий демонстрируют атеисты. И, во–вторых, как показывают результаты факторного анализа, подростки с различными религиозными ориентациями чаще всего указывают на негативную установку по отношению к мусульманам.

Таким образом, можно заметить существенное расхождение в декларации школьниками своей толерантности. Напомним, что подавляющее большинство подростков указывают на толерантную позицию по отношению к другим религиям. Однако, при анализе глубинных структур отношения выявляются менее толерантные установки.

Брак с представителем другой религии. Еще одним показателем толерантности подростков по отношению к людям, исповедующим другие религии, может являться их оценка собственной возможности вступления в брак с человеком, исповедующим другую религию. Полученные материалы показывают, что в целом около половины опрошенных указывает на то, что вероисповедание их будущего супруга "не имеет для них значения". При этом среди девочек процент таких ответов несколько выше, чем среди мальчиков. Еще около четверти подростков считают для себя возможным вступление в брак с человеком, исповедующим другую религию, но отмечают, что "это возможно только с представителями определенных конфессий". Причем относительно выбора этого варианта ответа различий между мальчиками и девочками не обнаружено. Примерно каждый пятый выбирает отрицательный вариант ответа, указывая, что это либо "противоречит их религиозным убеждениям", либо "нарушает традиции семьи". И, наконец, около 6% опрошенных "предпочитают вступить в брак только с неверующим". Таким образом, если для половины подростков вероисповедание будущего супруга "не имеет значения", то для других это – весьма значимый дифференцирующий момент.

Рассмотрим зависимость возможности вступления в брак с представителем другой религии от собственных религиозных ориентации, поскольку именно различия в вероисповедании и могут иметь здесь наибольшее значение.

Во–первых, анализ данных показывает, что больше всего подростков, для которых не имеет значения вероисповедание будущего супруга, именно среди тех, кто не относит себя к определенному вероисповеданию. Во–вторых, еще одно характерное отличие заключается в том, что среди тех, кто считает себя неверующим, а также среди атеистов более чем в три раза выше доля тех, кто предпочитает вступить в брак только с неверующим. И, наконец, в–третьих, на свое негативное отношение к вступлению в брак с представителем другого вероисповедания чаще указывают те подростки, кто относит себя к определенной конфессии – православные и мусульмане. Причем среди мусульман на эту позицию указывает более половины, а среди православных каждый четвертый. Те подростки, кто не относит себя к определенному вероисповеданию, придерживаются наиболее толерантной позиции, неверующие и атеисты предпочитают вступить в брак только с неверующими, религиозные подростки (исповедующие православие и ислам) чаще других демонстрируют явно негативное отношение к вступлению в брак с представителем другой религии. Причем для мусульман в данном случае характерна более жесткая позиция.

Религия и национальность. Поскольку в массовом сознании существуют стереотипы, связывающие вероисповедание с национальной принадлежностью, то при выяснении особенностей конфессиональной толерантности среди подростков мы решили затронуть и этот аспект. Полученные данные показывают, что большинство подростков в той или иной степени объединяют для себя оба эти понятия. Больше всего это характерно для тех, кто исповедует ислам. Среди православных доля таких существенно ниже.

В ходе исследования мы также задавали подросткам вопрос о том, "как бы они отнеслись к тому, что представитель их национальности принял не традиционную для этой национальности религию". Подчеркнем, что подобный конфликт – переход в другую, нетрадиционную для национальности, религию – часто обсуждается в повседневной жизни и вызывает неоднозначную реакцию.

Обратимся к ответам школьников. В целом полученные данные показывают, что более половины подростков придерживаются толерантной позиции. Около трети указали на безразличное отношение к подобной ситуации. В то же время есть такие, кто отмечает "неприемлемость подобного решения для самих себя" или "относятся к этому безразлично, пока это не касается их семьи". Жесткую негативную позицию к принятию представителем их национальности нетрадиционной религии занял каждый десятый подросток. Стоит также отметить, что среди мальчиков доля придерживающихся такой жесткой позиции вдвое больше, чем среди девочек.

Следует обратить внимание на то, что именно подростки, склонные объединять понятия "религия" и "национальность" чаще занимают и жесткую негативную позицию в отношении к принятию не традиционной для национальности религии, чем те, кто не объединяет эти понятия, либо относится к этому не так категорично.

Полученные результаты позволяют сделать два вывода. Во–первых, мусульмане выражают позицию, свойственную представителям конфессионального меньшинства, что может быть связано с опасением потерять собственную национальную культуру. Об этом свидетельствуют и данные, связанные с возможностью вступления в брак с человеком, исповедующим другую религию. Православные же подростки в данном случае воспроизводят мнение, характерное для представителей доминирующей культуры в целом, и религии в частности. Кстати, напомним, что в отношении к другим религиям у подростков, исповедующих православие и ислам, наблюдалась обратная зависимость. Так, православные подростки чаще придерживались жесткой позиции по отношению к другим религиям, мусульмане же чаще указывали на свое толерантное отношение. Это позволяет сделать вывод о том, что те, кто исповедует православие, более критично относятся к другим религиям, но в то же время более спокойно воспринимают принятие нетрадиционной религии представителем их национальности. Мусульмане же, наоборот, идентифицируя себя с меньшинством, декларируют толерантное отношение к праву на существование других религий и в то же время проявляют более жесткую позицию по отношению к тем, кто "должен" исповедовать ислам.

Во–вторых, можно предположить, что безразличная позиция атеистов и неверующих подростков, а также толерантность тех, кто считает себя верующим, но не относит себя к определенному вероисповеданию, связана с тем, что религия сама по себе не имеет для них существенного значения. И поскольку они сами не относят себя к определенному конфессиональному направлению, следовательно, они и не склонны осуждать тех, кто принимает религию, не характерную для их этнической группы.



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге