На главную

Межкультурный диалог
На главную
Проект основан: 01.02.2006
www.midural.ru
  написать нам на главную поиск  
    19 апреля 2024     Екатеринбург: 8:15     Берлин: 4:15 deutsch русский
 

Главная

Приветствие

Государство и развитие толерантности
 

Институты гражданского общества
 

Российско-германский проект
 

Документы и публикации
 





Толерантность
 

Сервис
 

 

 

Толерантность / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ОТ ПАРАДИГМЫ КОНФЛИКТА – К ПАРАДИГМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ


8–10 февраля 2003 г. в подмосковном пансионате РАН "Звенигородский" в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.)" прошла всероссийская конференция "Социальное конструирование гражданского общества: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности". Конференция была организована сотрудниками Центра толерантности и социального партнерства (НПЦ "Гратис") при содействии Министерства образования Российской Федерации и Межведомственного аналитического центра социальных инноваций. Организаторы и участники мероприятия поставили перед собой следующие цели:

1. Подведение промежуточных итогов Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.)".

2. Презентация программ центров толерантности, созданных в рамках Федеральной целевой программы.

3. Обсуждение и развитие методологического, методического и прикладного уровней проблемы социального конструирования гражданского общества в рамках перехода от парадигмы конфликта к парадигме толерантности.

При подготовке конференции были сформулированы ее основные задачи:

1. Популяризация Федеральной программы среди различных целевых групп (политики, журналисты, управленцы, исследователи высшей школы и академий, правозащитники, педагогическое сообщество, представители международных организаций).

2. Обсуждение проектов Федеральной программы и экспертиза качества их реализации в 2001 – 2002 гг.

3. Уточнение приоритетов, замыслов и перспектив реализации Федеральной программы в период 2003 г.

4. Развитие сети взаимодействия, обмена информацией, взаимоэкспертизы, профессиональной поддержки между центрами толерантности и другими участниками Федеральной программы.

5. Проектирование социального института профессиональной экспертизы форм проявления интолерантности и экстремизма, являющейся необходимым условием развития практики правоприменения в области национальной безопасности.

6. Определение стратегии подготовки специалистов по проведению переговоров в ситуациях социальной напряженности.

7. Учреждение ассоциации региональных центров толерантности, объединяющей участников Федеральной программы и поддерживающей гуманистическую идеологию формирования норм толерантности в гражданском обществе.

В программу конференции вошли пленарные выступления участников, круглые столы, презентация ресурсов участников программы (издательской продукции, методик и технологий формирования норм толерантности в обществе, образовательных программ, видеоматериалов, образцов социальной рекламы), вечерние лекции.

Программа конференции открылась пленарным заседанием, ведущими которого выступили заместитель министра образования РФ Н.Б.Банцекин и научный руководитель Федеральной целевой программы профессор А.Г.Асмолов. С приветственным словом к участникам конференции обратились начальник Департамента социального развития аппарата Правительства РФ Е.Ш.Гонтмахер; президент Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) – Россия" Е.Ю.Гениева; ответственный секретарь Федерации "Интернет Образование", член Координационного Совета Федеральной программы С.В.Монахов; Президент Фонда Защиты Гласности А.К.Симонов.

Директор Института социологии РАН профессор Л.М.Дробижева выступила с докладом "Вызовы глобального мира и направления исследования толерантности". Автор доклада проанализировала ход и результаты Федеральной программы, а также вопросы отношения к ней в обществе. Толерантность рассматривалась не только в связи с процессами и проблемами – общемирового масштаба, но и с проблемами реструктуризации социального устройства современного российского общества, взаимоотношений поколений, преодоления страха и недоверия между различными социальными и этническими группами, свойственными сегодня населению России. Выводы докладчика были подкреплены данными социологических исследований общественного мнения.

Директор Института этнологии и антропологии РАН профессор В.А.Тишков в своем докладе "Социально–исторические корни экстремизма и терроризма" предложил важные поправки и комментарии к планированию хода Федеральной программы, проанализировал достигнутые результаты и аспекты отношения к Программе в обществе. Особое внимание было уделено мерам борьбы с экстремизмом. Докладчик подчеркнул, что недопустимо загонять в подполье экстремистские организации, но также недопустимо широкое освещение в СМИ экстремистских акций и идеологических платформ, поскольку это может повлечь за собой распространение экстремистских идей, а не их сдерживание и преодоление. Было подчеркнуто, что одна из самых важных стратегий сдерживания экстремизма – правовое преследование экстремистских организаций. Докладчик отметил, что сегодня делается ничтожно мало в области правоприменения законов и нормативных актов, связанных с преодолением экстремизма.

Председатель Правления Фонда Народной ассамблеи профессор Е.Ф.Сабуров посвятил свое выступление "Толерантность в мире современной экономики" анализу исторических корней и причин разных уровней эффективности экономики в странах современного мира, В докладе рассматривались психологические, религиозные, этические и философские основы эффективности современной экономики. Докладчик подчеркнул, что залог успешного экономического развития – ноосферная экономика, то есть экономика интеллектуальных ресурсов. В качестве одной из важнейших экономических категорий была рассмотрена категория "доверие", а его отсутствие между людьми в современной России представлялось как серьезное препятствие экономическому развитию. Понимание партнера, терпение и понимание инаковости, а также полная прозрачность условий договора – это, по мнению докладчика, залог эффективной экономики. Таким образом, развитие установок толерантности в обществе является необходимым условием экономического роста.

Академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова А.А.Леонтьев выступил с докладом "Методология психологической экспертизы форм проявления интолерантности и экстремизма в СМИ". Докладчик представил результаты проекта "Создание методики и разработка организационных механизмов психолингвистической экспертизы публикаций в средствах массовой информации". Деятельность в рамках данного проекта ставила задачей создание объективированных инструментов и средств содействия правоприменительной практике и тем людям, которые становятся объектами ксенофобических и экстремистских публикаций, в огромном количестве тиражируемых СМИ.

Президент Фонда социально–экономических и интеллектуальных программ С.А.Филатов и директор Центра образования г.Москвы, член–корреспондент РАО Е.А.Ямбург в своих сообщениях представили проект "Антология выстаивания и преображения". Выпускаемая в рамках проекта серия книг для детей и юношества представляет собой воспоминания, опыт выживания людей, ставших свидетелями страшных событий ушедшего века. Е.А.Ямбург отметил, что сегодня недостаточно внимания уделяется глубинному конфликту между глобальным и этническим на фоне болезненной проблемы идентичности. Когда мы говорим о толерантности, подчеркнул докладчик, затрагиваются не только рациональные, но и глубинные ментальные слои психики, и эти аспекты, связанные с пропагандой идей толерантности, необходимо анализировать и учитывать.

После завершения докладов состоялась дискуссия по заявленным темам.

Вечером вниманию участников конференции была предложена лекция А.Г.Асмолова "Толерантность и социальная стратегия борьбы с терроризмом". Докладчик подчеркнул, что фундаментализм сегодня представляет мощную силу, способную при определенных условиях серьезно изменить современное общество, и опыт цивилизованных стран показывает, что необходимо начинать с создания семантического пространства культуры толерантности. В лекции говорилось об историко–культурных, социологических и психологических истоках фундаментализма. Были сформулированы важнейшие черты технологии терроризма: во–первых, технология терроризма порождается конфликтными ситуациями; во–вторых, фундаментализм представляет собой идеологию терроризма; в–третьих, психологическое содержание терроризма – фанатизм; в–четвертых, терроризм выражает тоталитарную идеологию.

В заключение докладчик подчеркнул, что выработка эффективных методов борьбы с терроризмом и профилактики его распространения требует рассмотрения терроризма не только как технологии, но и как феномена, имеющего философские, культурные, социальные и исторические корни и предпосылки.

Второй день конференции был открыт завершающим пленарное заседание докладом Министра РФ В.Ю.Зорина "Противодействие экстремизму как государственная задача". Его выступление было посвящено правовым аспектам противодействия экстремизму и проблемам взаимоотношений регионов и федерального центра. По мнению докладчика, борьба с экстремизмом не является борьбой с инакомыслием, не противоречит принципу идейного, духовного и политического плюрализма. В докладе подчеркивалось, что в противодействии экстремизму решающую роль должны играть меры раннего предупреждения насилия. Именно эту цель – раннего предупреждения насилия – преследует принятый в России закон "О противодействии экстремистской деятельности".

После доклада был открыт Круглый стол "Центры толерантности – ресурсы формирования социальных норм в российском обществе". Дискуссию вели А.Г.Асмолов, Л.М.Дробижева и В.А.Тишков.

В ходе дискуссии с сообщениями выступили начальник отдела Министерства образования по делам молодежи республики Карелия Д.О.Миролюбова, декан факультета психологии РГУ профессор П.Н.Ермаков, директор Научно–практического центра психологической помощи "Гратис" доцент МГУ Г.В.Солдатова. По завершении выступлений состоялась оживленная дискуссия.

Во время перерыва в рамках презентации ресурсов Федеральной программы открылась выставка печатной продукции "Толерантность в социальной практике". Гости конференции познакомились с книгами и программами, изданными в ходе реализации проектов, вошедших в Федеральную программу, а также другой научно–методической литературой, выпущенной участниками Федеральной программы и Институтом "Открытое общество".

После перерыва состоялся круглый стол "Профессиональная экспертиза форм проявления толерантности и экстремизма как социальный институт гражданского общества". В его рамках прозвучали выступления следующих участников: Э.А.Паин (руководитель Центра по изучению ксенофобии и политического экстремизма Института социологии РАН) "Самоорганизация гражданского общества как фактор противодействия экстремизму в России"; И.М.Дзялошинский (председатель Совета директоров АНО "Независимый Институт Коммуникативистики") "Восприимчивость массового сознания к деятельности СМИ по формированию установок толерантности"; А.С.Минзов (профессор, научный руководитель программы "Интернет: агрессия и толерантность в сети") "Агрессия и толерантность в сети Интернет: проблемы, результаты и перспективы исследований"; В.С.Собкин (директор Центра социологии образования РАО, академик РАО) "Опыт социологического исследования проблем толерантности в подростковой субкультуре: методологические принципы, методы, основные результаты"; Е.Н.Ивахненко (профессор кафедры философии КбГУ) "Стратегии посредничества"; П.Н.Ермаков (доктор биологических наук, профессор, декан факультета психологии РГУ) "Толерантность и профилактика экстремизма: методология и практика"; М.Н.Губогло (заместитель директора ИЭА РАН, руководитель ЦИМО) "Русский язык и формирование толерантности"; В.И.Кабрин (декан факультета психологии ТГУ, заместитель директора Томского центра толерантности) "Исследование метамотивационной сферы личности в связи с развитием института страхования"; М.Ю.Мартынова (заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН) "Толерантность и культурная традиция"; А.С.Сухоруков (заместитель главы самоуправления г.Петрозаводска по проектно–программной деятельности) "Роль государственной и муниципальной служб в формировании толерантных отношений в обществе"; Н.П.Медведев (заведующий кафедрой политологии и социологии СГУ) "Толерантность как основа социальной безопасности"; С.Н.Ениколопов (заведующий лабораторией психического здоровья, старший научный сотрудник кафедры клинической психологии факультета психологии МГУ) "Социально–психологические истоки агрессии"; Г.Л.Бардиер (докторант факультета психологии СПбГУ) "Нормативная база и правоприменительная практика противодействия экстремизму"; Т.П.Скрипкина (заведующая кафедрой психологии развития факультета психологии РГУ) "Доверительность как основной конструкт толерантного сознания"; Е.Е.Насиновская (доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ) "Мотивационные детерминанты толерантности"; Е.И.Шлягина (преподаватель факультета психологии МГУ) "Возможности построения типологии толерантности"; С.В.Косарецкая (заместитель директора Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально–педагогической поддержки детей и молодежи Министерства образования РФ) "Проявления экстремизма в молодежной среде"; В.Г.Волков (заместитель директора общероссийского общественного Фонда законодательных предположений) "Противодействие экстремизму как основа безопасности общества"; А.К.Зайцев (директор Калужского института социологии, вице–президент РОС, профессор) "Разработка методов диагностики социальной напряженности в обществе"; Ф.И.Торчинский (директор Центра информатики Европейского университета (СПб)) "Язык вражды в Интернете"; В.Г.Зарубин (профессор кафедры политологии РГПУ им. А.И.Герцена) "Эвристические возможности эмпирических методов исследования парадигмы толерантности"; Д.Н.Алексеев (медиа–социолог компании POMIR–monitoring) "Использование трехзначной модели оценок при исследовании интолерантности в медиа–текстах"; И.А.Бабин (руководитель Центра гражданского образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования) "Формирование толерантного сознания как основа социальной безопасности Ставропольского края".

Круглый стол продолжался с короткими перерывами в течение всего дня. Докладчики в своих выступлениях представили множество аспектов проблемы формирования установок толерантного сознания; рассмотрели разные стороны интолерантности и способы преодоления интолерантных настроений; обсудили уже накопленный опыт работы в указанных направлениях. После завершения программы круглого стола состоялась дискуссия по заявленным темам.

Вечером вниманию участников конференции была предложена лекция директора Научно–исследовательского центра религиозной литературы 'Библиотеки иностранной литературы Г.П.Чистякова "Философия и психология религиозного фанатизма". Докладчик говорил о философских и психологических основах фанатизма. В выступлении подчеркивалось, что история религии тесно связана с историей фанатизма. Фанатизм не навязывается сверху, он возникает внутри. Фанатик – это тот, кто готов казнить и убивать, защищая ту ортодоксию, хранителем которой себя считает. Суть фанатизма – уничтожение несогласных. Зарождаясь внутри массы, фанатизм непременно поддерживается властью. Например, история христианского фанатизма началась именно тогда, когда христианство стало государственной религией.

После окончания лекции участникам конференции были вручены комплекты книг и брошюр, изданных в рамках Федеральной программы.

В течение третьего, завершающего дня конференции проходил круглый стол "Образование – институт социализации установок толерантного поведения личности и социальных групп". Прозвучали следующие выступления:

С.К.Бондырева (ректор Московского психолого–социального института, член–корреспондент РАО) "Образование в кросскультурной среде"; С.В.Кривцова (доцент, директор научно–практического центра "Генезис") "Опыт обучения родителей навыкам общения с агрессией"; А.В.Локтионова (сотрудник Центра социально–психологической адаптации "Генезис", руководитель консультации детской психотерапии) "Система психологической работы с жертвами и свидетелями насилия в семье"; Л.Н.Простоволосова (проректор по научной работе Российского государственного университета) "Программа переподготовки и формирование толерантности государственных служащих"; В.З.Юсупов (директор Института психологии и педагогики Вятского государственного гуманитарного университета) "Проектирование образовательной программы "Формирование толерантного сознания и деятельности администраторов образования" для системы дополнительного профессионального образования"; Е.Г.Чирковская (доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии госслужбы при Президенте РФ) "Психолого–акмеологические основания формирования толерантного сознания у госслужащих в процессе их переподготовки и повышения квалификации"; Т.Г.Стефаненко (заместитель декана факультета психологии МГУ) "Методы подготовки к толерантному межкультурному взаимодействию"; М.В.Ваганова (научный сотрудник Центра социологии РАО) "Политические ориентации подростков и проблема образования"; И.В.Абакумова (доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии РГУ) "Учебный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно–смысловых отношений"; Ю.Д.Бабаева (старший научный сотрудник факультета психологии МГУ) и П.А.Сабадош (аспирант кафедры общей психологии факультета психологии МГУ) "Многофакторная диагностика исследования толерантности"; Н.С.Ладыжец (профессор, декан факультета социологии Удмуртского государственного университета) "Толерантное сознание субъектов образовательного взаимодействия в Удмуртии"; Т.З.Адамъянц (главный научный сотрудник Института социологии РАН) "Проектирование информационной среды как условие формирования установок толерантного сознания у детей"; О.С.Шемелина (доцент кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного технического университета) "Исследование толерантных стратегий социального поведения студентов технического вуза"; М.С.Бережная (сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания) "Семейное психологическое консультирование как средство развития толерантности".

Круглый стол позволил участникам конференции осмыслить способы внедрения толерантных установок в образовательный процесс, поделиться опытом создания и внедрения образовательных технологий, способствующих формированию толерантных установок.

Программа конференции завершилась обсуждением перспектив и проблем развития идеологии толерантности в российском обществе. Доклады участников конференции будут опубликованы в очередном выпуске научно–публицистического вестника "Век толерантности".

Татьяна Прокофьев

Источник: http://www.tolerance.ru



 
 
  Gallery
GALLERY

  Межкультурный календарь
Межкультурный календарь
  Опрос
  Что по-вашему означает слово "Толерантность"?
Выносливость
Терпимость
Интервал
Результаты опроса
 
  написать нам на главную поиск  
   Sitemap
     Rambler's Top100
Данный сайт создан при содействии и поддержке Администрации губернатора Свердловской области,
Европейской комиссии и Сената города Берлина. Материалы и публикации могут не отражать точку
зрения Европейского Союза.
При использовании информационных материалов ссылка на сайт обязательна.
флаг

Разработка сайта Екатеринбург
Дизайн-студия D1.ru


Разработка сайта в Екатеринбурге