TOLZ.RU

Государство и развитие толерантности / Документы и материалы / ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждены Указом Губернатора Свердловской области от 3 сентября 1996 г. N 335

Основные направления национальной политики в Свердловской области представляют собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области в сфере межнациональных отношений. В документе отражается необходимость обеспечения социального и национального мира в области на основе согласования и учета государственных интересов и интересов народов, проживающих в области, налаживания их всестороннего сотрудничества развития национальных языков и культур.

Национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Уставе Свердловской области, на общепризнанных нормах международного права и разработано с учетом положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

Документ призван стать ориентиром для органов власти Свердловской области всех уровней при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений.

1. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Этнический состав области тесно связан с историко-культурным наследием Урала и всей России. Многие народы, проживающие на Среднем Урале, на протяжении веков сложились как этнокультурные общности на территории России и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории Среднего Урала, как и во всей России, сохранились единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Область представлена народами, исторически связанными со средневековыми государствами Азии и Европы (татары, башкиры), относительно крупными народами, отличающимися большими культурно - хозяйственными связями с русскими (коми, марийцы, удмурты, чуваши, мордва), малочисленными народами Севера (ханты, манси), представителями других народов, дисперсно расселенных по территории России (немцы, украинцы, евреи, поляки).

Последняя общесоюзная перепись 1989 года зафиксировала на Среднем Урале более 120 национальностей.

Распад СССР, рост межнациональных конфликтов привели к появлению в Свердловской области беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ. Только с 1 июля 1992 года по 1 апреля 1996 года их зарегистрировано 24 тысячи человек.

Продолжается эмиграция из Свердловской области граждан немецкой и еврейской национальностей.

Ощутимы демографические и миграционные изменения внутри области и Урала. Так, за период между переписями 1979 и 1989 годов на 38,1% увеличилась численность башкир в области, выросло, особенно по городам, численность марийцев и удмуртов. Но если башкирское население увеличилось за счет миграции, то марийское и удмуртское - за счет естественного прироста.

Для миграционной ситуации в последние годы характерны следующие явления:

- возрос удельный вес русских в общем потоке прибывающих (с 66 до 76,8%);

- увеличился приток башкир, татар, марийцев;

- интенсивно выбывают немцы, евреи.

С начала 1990-х годов в области сложилась неблагоприятная демографическая обстановка: выбытие вследствие миграции и смертности превысило прирост, достигаемый за счет рождаемости и переселения в область.

Микроперепись 1994 года в сравнении с переписью 1989 года показала, что общая численность населения снизилась с 4 миллионов 706 тысяч 763 человек до 4 миллионов 689 тысяч 233 человек.

Русские - наиболее многочисленная нация - уменьшилась на 2 тысячи человек, но за счет резкого уменьшения других национальных групп повысили свой удельный вес в населении области с 88,7 до 90,2% (в абсолютных цифрах русских сейчас 4 миллиона 175 тысяч 105 чел.).

Национальная группа татар увеличилась почти на три тысячи человек и занимает второе место (186,754 чел.).

Украинцы за счет естественной убыли и миграции потеряли 3 тысячи человек (79,236 чел.). Четвертыми идут башкиры, за счет естественного прироста прибавившие 220 человек (всего 41,720 чел.).

Бывшие ранее четвертыми по численности немцы уменьшились за счет убыли и эмиграции более чем на 8 тысяч человек и опустились на восьмое место (22,981 чел.). Их опередили марийцы (рост на одну тысячу - в абсолютных цифрах 32,153 чел.), а также, несмотря на сокращение, белорусы (минус 1700 чел., а всего 27,181 чел.) и удмурты (минус 520 чел., а всего 23,090 чел.).

В десятку самых многочисленных национальных групп входят также чуваши (минус 600 чел., а всего 15,674 чел.) и мордва (минус 350 чел., а всего 15,095 чел.).

Среди трех самых многочисленных национальностей в области - русские, украинцы, татары - наиболее высокую занятость в отраслях материального производства имеют татары (80% от общего числа национальности, проживающей в области), далее русские - 75%, украинцы - 71%. Соответственно в непроизводственной сфере больше всего занято украинцев - 29%, русских - 25%, татар - 20%.

Среди занятых преимущественно физическим трудом выделяется татарское население - 77% от общего числа татар, русское - 66%, украинское - 60%.

В последние годы произошел рост численности татар, занятых умственным трудом: юридический персонал - в 2,7 раза, работники искусства - на 75,8%, медперсонал - на 72,4%, работники культуры и просвещения - на 69,3%. Увеличилось число управленческо - хозяйственного персонала среди украинцев, у русских отмечен рост числа работников охраны и правопорядка.

В области образования продолжает сохраняться высокий уровень дифференциации разных национальностей. Так, на 1000 лиц с высшим образованием марийцы составляют 31 чел., удмурты - 42, башкиры - 48, татары - 51, немцы - 71, русские - 92, белорусы - 101, украинцы - 140, евреи - 521.

В то же время зафиксирован рост числа лиц с высшим и средним образованием у украинцев, белорусов, немцев, русских в 1,2 - 1,4 раза; у башкир, татар, удмуртов - в 1,5 - 1,7 раза, у марийцев - почти в 2 раза. Таким образом, очевидна тенденция дальнейшего сглаживания уровня образования самых многочисленных наций, населяющих область.

Важным показателем развития национального самосознания является уровень владения родным языком. Коренные народы Урала: русские, татары, марийцы, башкиры традиционно менее других подвержены ассимиляции. С другой стороны, более половины евреев, белорусов, украинцев родным языком считают русский.

Наиболее ярко межэтнические отношения проявляются в браке. Перепись 1979 года зафиксировала 87,7% мононациональных семей, перепись 1989 года - 85,8% от общего числа семей. Массив мононациональных семей представляют прежде всего русские - 94,6%, татары - 2,7%, марийцы - 0,5%, башкиры - 0,4%.

Определенное влияние на этнокультурную ситуацию в Екатеринбурге и Свердловской области оказывают национально - культурные общества. Основные направления их деятельности - сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций, установление связей с республиками.

Для нынешнего этапа развития общества характерны тесное переплетение и взаимосвязь национального и религиозного факторов. В ряде национальных групп культурные и религиозные организации работают совместно, решая задачи культурного и духовного возрождения, сохранения национальных обычаев, традиций и обрядов.

2. ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принципы национальной политики основываются на положениях Конституции Российской Федерации и Устава Свердловской области.

К основным принципам относятся:

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;

- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

- содействие развитию национальных культур и языков народов, проживающих в области;

- недопущение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;

- недопущение деятельности, направленной на разжигание расовой и национальной розни, ненависти или вражды.

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Главная цель национальной политики Свердловской области состоит в том, чтобы на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценностью создать всем народам, проживающим на Среднем Урале, условия для полноправного социального и национально - культурного развития, упрочения их общероссийской гражданской и духовной общности.

Основными задачами национальной политики, стоящими перед органами власти и общественностью области, являются:

- участие в становлении и развитии федеральных отношений в России;

- объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества для достижения межнационального согласия, равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;

- создание правовой базы для регулирования национальных отношений;

- выработка органами власти системы мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

- разрешение возможных конфликтов путем мирных, согласительных процедур;

- обеспечение правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально - культурных интересов народов;

- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

- объединение усилий государства и гражданского общества для достижения межнационального согласия, равноправного развития и взаимопонимания между гражданами всех национальностей;

- сохранение и развитие исторического наследия и национальной самобытности всех народов, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

- обеспечение оптимальных условий для функционирования языков всех народов и русского языка как общегосударственного.

- участие в процессе реинтеграции государств СНГ на новой основе.

4. НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ

Удовлетворение национальных прав и потребностей граждан должно осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения и самоорганизации народов. Одним из основных институтов такой самоорганизации должна стать национально - культурная автономия, позволяющая гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям (национальным меньшинствам, дисперсно расселенным народам) решать вопросы сохранения своей самобытности, традиций, языка, культуры и развития образования.

Национально - культурная автономия, будучи экстерриториальным общественным институтом, является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, налаживания сотрудничества народов, предупреждения конфликтов на этнической почве.

Необходимо с учетом федерального закона о культурно - национальной автономии разработать аналогичный областной закон, который бы в полной мере отражал областные специфику и опыт в этой сфере.

Важная роль в становлении и развитии национально - культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально - культурных запросов.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Одним из инструментов реализации национальной политики является программно - целевой подход, который обеспечивает объединение усилий областных органов государственной власти и национальных общностей.

В число первоочередных задач входит разработка и реализация областной Программы национально - культурного развития, отраслевых программ в области культуры, образования. Целесообразно создание совместных межрайонных (окружных) программ национально - культурного развития территорий со схожим этническим составом и проблематикой. Инициатором и координатором этих программ должно стать руководство управленческих округов. В основу программ должна быть положена система мер, направленная на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, проживающих в области, сотрудничество и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей.

Важную роль должны сыграть меры по поддержке различных форм местного самоуправления, в том числе в местах компактного проживания тех или иных этносов.

Межнациональные отношения в области во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в программах.

В программах должны быть найдены формы взаимодействия органов власти со средствами массовой информации в сфере обмена духовными ценностями народов, проживающих в области, формирования атмосферы межнационального мира и согласия.

Требует поддержки и развития практика создания в местах компактного проживания этносов государственных центров национальной культуры с последующим их тесным сотрудничеством с общественными национальными объединениями. Кардинального улучшения требует библиотечное обслуживание национальных групп, чему будет способствовать организационное и материальное укрепление областной массовой межнациональной библиотеки, прежде всего как областного методического центра в этой сфере.

Необходимо предусмотреть поддержку диаспорам в удовлетворении национально - культурных потребностей на основе заключения договоров с субъектами Российской Федерации, в установлении этнокультурных связей со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Важным инструментом сохранения и развития национальной культуры и языка является общеобразовательная школа. Предстоит дальше наращивать и развивать накопленный в области опыт формирования национально - регионального компонента базисного учебного плана, позволяющего освоить не только культуру и язык родного народа, но и воспитать уважение к культуре, истории и языку других народов России. Необходимо разработать меры по поддержке школ с преподаванием национального языка как родного в местах компактного проживания национальных групп, а также разработать положение и систему организационного и финансового обеспечения воскресных школ и других форм дополнительного образования детей и взрослых по преподаванию языка, культуры и традиций. Одновременно с развитием национальной школы необходимо создавать систему этнологического всеобуча в дошкольных учреждениях, школах, училищах, средних учебных заведениях и вузах.

Совместно с федеральными властями предстоит разработать систему мер по решению социальных проблем коренных малочисленных народов Севера, проживающих в области.

Учитывая нерешенность ряда проблем репрессированных народов, следует рассмотреть меры на областном уровне по ускорению социально - политической реабилитации этих народов.

Должное внимание необходимо уделить защите прав и программам обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. С учетом того, что эти люди с отрицательным личным опытом межнациональных отношений, необходимо предотвратить его перенос на межнациональные отношения в области.

6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Механизмы реализации национальной политики Свердловской области создаются путем сотрудничества между органами власти и национальными сообществами, обеспечения эффективной реализации конституционно - правовых норм регулирования межнациональных отношений, создания и выполнения государственных программ по сохранению и развитию национальной культуры и образования.

Наряду с администрацией Губернатора и Правительством Свердловской области в выработке и реализации национальной политики призваны участвовать федеральные и областные учреждения: департамент культуры, департамент образования, управление юстиции, управление внутренних дел, комитет по делам молодежи, управление по печати и СМИ, управление по миграции, Свердловская гостелерадиокомпания, органы местного самоуправления.

С целью координации этой деятельности целесообразно создать Консультативный совет по национальной политике при Губернаторе области, куда бы вошли представители вышеназванных учреждений, национально - культурных обществ, эксперты.

Для более четкого взаимодействия с федеральными органами необходимо разработать и подписать соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере защиты прав национальных меньшинств и исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Для реализации национальной политики Свердловской области и сформированных на ее основе областных программ необходимо предусмотреть специальную статью расходов в областном бюджете.

Данный документ отражает основные направления в решении назревших проблем в сфере национальных отношений.