TOLZ.RU

Российско-германский проект / Толерантность и образование / Конкурс образовательных программ в рамках проекта «Развитие культуры толерантности в Свердловской области» / Материалы победителей конкурса

Чупракова Светлана Васильевна, "Формирование установок толерантного сознания и поведеня. Тренинговые занятия".


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

 

Тренинговые занятия. Формирование установок толерантного сознания и поведения.

Исполнитель: Чупракова Светлана Васильевна, социальный педагог, первая квалификационная категория, семь лет педагогического стажа,рабочий адрес: 624356 г.Качканар, 5а квартал, дом 14а, рабочий телефон-8-343-41-61445.


Пояснительная записка.

Современное образование как мощнейший социальный институт дает учащимся отнюдь не только знания, умения и навыки в соответствии с госстандартами. Образование, со всей его нынешней педагогической мощью формирует у учащихся определенное мировоззрение (что есть мир и что есть Я в этом мире), определенные ценности и образцы поведения (как относится к этому миру, к себе и себе подобным).
 
Школьники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения и свои представления единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития не только школьного микроклимата, но и всего человечества. Никто не должен осуждать деятельность другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим.

В Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995г. В Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Толерантность переводят как терпимость. Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему.  Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения («я его еле терплю»), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». 

Толерантность педагогов означает признание закономерности разнообразия учащихся и активное отношение к проявлениям этого разнообразия.

Религиозные и национальные особенности учащихся, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность могут оказаться непривычными для других школьников. Определенные элементы ксенофобии (неприязни и страха перед проявлением чуждых традиций) распространены в школьной среде.

Процент иноязычных детей в школах растет с каждым годом. Зумруд, Рахима, Соломе, Марика, Булат, Айдар, Гузель… Эти дети учатся в школе №7. Многие иноязычные дети уже в свои семь-восемь лет начинают чувствовать, что русскоговорящий социум, в который они попали, их отвергает и унижает.

Дети – сироты, дети из неблагополучных семей, дети из семей разных верований, дети-инвалиды также подвержены детской ксенофобии.

Естественная психологическая защита этих детей в подобных обстоятельствах отвернуться от этого социума, замкнуться в кругу «своих», не принимать те нормы и правила жизни, которые исходят от «чужих».

Конечно, учитель в своей повседневной работе уделяет внимание толерантному аспекту воспитания, учит детей корректно общаться друг с другом. Но нынешняя ситуация такова, что эту работу нужно строить целенаправленно, систематически, опираясь на психологические закономерности и используя психологические методы. Один из методов – тренинг «Формирование установок толерантного осознания и поведения».

Цель занятий: формирование установок понимания и принятие чужой культуры, чужого мнения, осознание принадлежности к мировому сообществу.
Представленные упражнения направлены на решение следующих задач:
1. Осознание своей этнической уникальности в целостном культурном контексте.
2. Способствовать развитию умения понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей.
3. Способствовать, овладению детьми умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
4. Развитие у ребенка навыков самостоятельного выбора толерантных действий в разных ситуациях.

Занятия помогут сформировать черты толерантной личности:
- чуткость,
- умение слушать,
- сопереживать,
- умение владеть собой,
- расположенность к другим людям,
- доверие к людям,
- альтруизм,
- умение не осуждать другого человека,
- признак уверенности в себе,
- осознание своих собственных позиций,
- умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту,
- способность вступать в диалог и достойно вести его,
- уважение и принятие многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Занятия рассчитаны на учащихся начальной школы (3-4 классы). Кроме отношений со взрослыми (родителями, учителем) младший школьник начинает все более активно взаимодействовать со сверстниками, и эти отношения начинают оказывать на его развитие и социальную адаптацию все большее влияние. Взаимоотношения со сверстниками могут складываться по-разному и не всегда гладко. В классе вокруг ребенка много ровесников, но все они «чужие» и такие разные, общение нужно выстраивать правильно, и не каждый ребенок может легко справиться с этой задачей. Низкий социометрический статус ребенка в классе приводит к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии или болезни – реальные и стимулированные. При активном поведении защита оборачивается агрессией.

Каждое занятие включает в себя упражнения, игры на формирование установок толерантного сознания и поведения. Ведущий группы ориентируется на развитие у детей определенных социальных умений, при этом, создавая и поддерживая в группе атмосферу сплоченности и доверительности, что способствует также личностному росту участников. Стиль ведения группы – фасилитирующий. Данный стиль предполагает равную ответственность членов группы за все происходящее на занятии. Делегирование ответственности за совместную работу на занятиях является эффективным способом развития в ребенке умения брать на себя ответственность за свои решения и толерантного поведения. Ведущий ориентируется на непосредственные проблемы или эмоциональные потребности ребенка.

Работа с семьями детей по вопросам формирования толерантного сознания и поведения может вестись по нескольким направлениям:
1.информационно-просветительское
- проведение лекций,
- организация круглых столов, семинаров,
- проведение тренингов,
- формирование инициативных групп родителей. 

2. индивидуальное консультирование.
В данном проекте предлагаются совместные занятия родителей и детей, с целью активизации семейных факторов, способствующих формированию установок толерантного сознания и поведения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе не более 14 человек. Общий объем для группы 15 часов.

 План занятий.

 

 Название блока

 Название тем 

Общее количество часов в блоке 

 Часы

 1

 Диагностический

 Мир во мне

 4

 1

 

 

 Встреча с самим собой

 

 1

 

 

 Я не похож на других

 

 1

 

 

 Мой мир

 

 1

 Формирующий

 Кто есть кто?

 8

 1

 

 

 Мир вокруг Мменя

 

 1

 

 

 Мир другого

 

 1

 

 

 Мы не похожи

 

 1

 

 

 Другие видят меня

 

 1

 

 

 Я в его мире

 

 1

 

 

 Он в моем мире

 

 1

 

 

 Я принимаю "других"

 

 1

 3

 Закрепляющий

 Мы вместе

 3

 1

 

 

 Занятие с родителями

 

 1

 

 

 Итоговое занятие с родителями

 

 1


 


Содержание занятий.

I Диагностический этап

Занятие 1.

Мир во мне.

Толерантные правила группы.

1. Принимать таким какой он есть.
2. Не делить на плохих и хороших.
3. Уважение прав другого человека.
4. Уважение человеческого достоинства.
5. Сотрудничество.
6. Готовность делиться с чужим мнением.
7. Способность поставить себя на место другого человека.
8. Отказ от доминирования.

Упражнение «Назови свое имя»
Ведущий: «Сядьте в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу». 
Рефлексия. Что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Упражнение - коллаж «Кто Я?»
Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос «кто Я?». И из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, который бы отвечал на этот вопрос.

Упражнение «Никто не знает»
Ведущий: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, у кого окажется этот мяч, говорит такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня) …» Будьте внимательны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял участие в упражнении. У каждого из нас мяч может побывать много раз».


Занятие 2.

Встреча с самим собой.

Упражнение «Приветствие»
Ведущий: Начнем сегодняшнее занятие так: бросая, друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Кто получил мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние. Все остальные, воспроизводя позу, стараются понять состояние этого человека.

Игра «Шарады»
Ведущий (с корзинкой в руках): «Дети, в этой корзиночке не грибы, не ягоды, здесь – сюрприз! Пожалуйста, посмотрите, что здесь! Можно достать.
Дети вытаскивают разноцветные бумажные «сердечки», на которых один и тот же вопрос: « Что такое человек?». Дети рассуждают. Ведущий подытоживает, что «человек – это радость другого человека». 

Упражнение «Концентрические круги»
Ведущий: Расставьте, пожалуйста. Стулья по кругу в два ряда так, чтобы они стояли друг напротив друга и были повернуты друг к другу. А теперь рассаживайтесь. Я буду задавать вам тему для беседы, и два партнера, сидящие друг напротив друга, могут поговорить на эту тему. Через две минуты ученики, сидящие во внутреннем круге, должны будут передвинуться на одно место влево, тем самым они окажутся уже напротив других людей.

Первая тема звучит так: «Человек, который принимает меня таким, какой я есть… (2 минуты)

Следующая тема для беседы: «Чем я горжусь в себе?»

Другие темы для обсуждения:
- Как я реагирую на критику в мой адрес…
- Очень важная для меня цель…
- Что во мне ценят другие…
- Кто меня уважает и ценит…
- Самое лучшее в моей семье…
Рефлексия. О чем ты больше всего любишь говорить? На какую тему тебе труднее говорить?


Занятие 3.

Я не похож на других.

Разминка «Волшебник»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

Упражнение «Радостная фотография»
Участники сидят в кругу, обмениваются принесенными из дома фотографиями, на которых они изображены радостными. Каждый должен получить чужую фотографию. Ведущий дает 1 минуту на рассматривание фотографий, затем каждый называет, из-за чего, по его мнению, изображенный на снимке радуется. После того как о каждой фотографии будет рассказано, «хозяин» снимка скажет, правильно ли угадана ситуация, и если нет, то радуется ли он вообще в подобной ситуации.

Упражнение «Проницательность»
Ведущий: Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того  как вы сделаете свой выбор, придумайте сказку, которая несла бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав вашу сказку, остальные участники должны понять, о каком качестве идет речь.
Рефлексия. Как вам кажется о каком качестве шла речь?

 
Занятие 4.

Мой мир.


Упражнение « Покажи любимое дело»
Участники по желанию показывают свое любимое занятие, приносящее радость, не называя его. Остальные угадывают, како занятие было показано.
Упражнение «Я и мой мир вокруг меня»
Ведущий: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя».
Рефлексия. Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что – наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя?
Упражнение «Обиженная обезьянка»
Участник в группе перед зеркалом моделирует утрированное, гротескное «обиженное» выражение лица (брови сдвинуты, нижняя губа выпячена, уголки губ опущены). Упражнение выполняется до тех пор, пока не станет смешно.

II Формирующий этап

Занятие 5. Кто есть кто.

Упражнение «Паутина»


Ведущий: Составим одну большую паутину, связывающую нас между собой. Когда передадим кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу: «Айдар! Ты мне нравишься, потому что…(сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс)». Вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. Фразу можно заменить «Мне понравилось, как ты…»

Ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего.
Рефлексия. Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
Упражнение « Какой он? »
Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.

Игра «Встреча»

Для этой игры нужно разделиться на две равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовались два концентрических круга – внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге, поворачиваются лицом к своему партнеру, стоящему во внутреннем круге.

После этого предлагаются ситуации:
1) Представьте себе, что девочка или мальчик, с которыми ты встретился, рассказали твою тайну другим детям. Вырази словами чувства к ним. Что бы ты им сказал? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем).
2) Сегодня этому ученику незаслуженно поставили двойку, учитель не стал слушать объяснений. Ученик очень переживает, но старается не подавать вида, но ты его друг: постарайся его поддержать.
Что вы чувствовали, когда выражали положительные эмоции к одному человеку и когда высказывали свое недовольство другому?

Как быть с чувствами, как их лучше выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому?

Выделить вместе с участниками игры выражения отрицательных эмоций. На доске нарисована дорога с камнем:

1.Сдержаться

налево

пойдешь 3. Выразить мирно

прямо
пойдешь 2.Выразить агрессивно

направо
пойдешь

Провести анализ:
1.Что будет с человеком, если он «налево пойдет»?
- Он может вспылить, ему будет плохо. Вывод: себя потеряет.
2. Что произойдет с человеком, если он «направо пойдет»?
- Он сделает другому больно и плохо. Вывод: направо пойдешь – других потеряешь.
Остается третий путь – мирный.
Обсудить проблему, когда нужно оказывать поддержку человеку и когда принимать помощь от других.


Занятие 6.

Мир вокруг меня.

Упражнение. Моя этническая принадлежность.

Ведущий просит всех желающих выйти перед группой и закончить фразы: «Я – (называется этническая принадлежность по выбору ребенка), я люблю… Я умею… Я мечтаю о том… Я считаю правильным…

Затем надо представить, что было бы, «если бы мы были…» (выбирается любая этническая группа, чье название знакомо детям). Надо также выйти и произнести «Я - … и т.д. «А теперь мы побываем американцами (японцами, немцами) – кого вы еще знаете?

В завершение делается вывод о том, что мир – очень разный, в нем живет много разных людей, каждый из них любит что-то свое, мечтает по-своему, мир – разноцветный.

Упражнение «Разноцветный мир -1»

Дети разбиваются на три группы по цветным карточкам (3 цвета), которые они вытягивают. Они придумывают: название своей страны, любимое блюдо, как здороваются жители, а затем представляют друг другу.
Рефлексия. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные? Почему есть люди, которым это не нравится? Что бы вы им сказали?
Упражнение: «Аукцион идей»
Хорошо, что люди разные, потому что…

Занятие 7.

Мир другого.

Упражнение «Мой враг – мой друг»
Данное упражнение является реализацией одной из ведущих заповедей христианства: «полюби врага своего».
Ведущий: представьте своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их.  На другой стороне листка опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении.
Рефлексия. Испытывали сложность в описании позитивных моментов обидчика? Что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку?

Игра «Цветик-семицветик»

Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп.

Упражнение «Разноцветный мир -2»

Детям ведущий говорит о том, что на прошлом занятии они делились на три страны с помощью разных цветов. А теперь нужно придумать свой разноцветный мир – взять большой лист, разделить на части и нарисовать разные страны. Ведущий, опрашивая детей, выясняет, чем отличаются страны и люди, нарисованные ими, и что у них общее.
Рефлексия. Чего между людьми больше – отличий или сходства?

Занятие 8.

Мы не похожи.

Упражнение «Вижу разницу»
Ведущий: Пусть один из нас какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен быть зрительно виден и однозначно  делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Кто хочет попробовать?».

Упражнение «Корона»

У ребенка на голове «корона». Ему нужно пройти определенное расстояние так, чтобы не уронить «корону». Остальные участники группы – «подданные». Они выстраиваются в две шеренги, образуя символический «королевский путь» до дворца, с поклоном отдают почести «королю», сопровождая его приветственными словами.  «Коронованный» должен идти «королевской поступью» - прямо держать голову, идти ровно, с достоинством.

Упражнение «Сходства и различия»
Ведущий: Кто из вас радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных?

В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем – восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху «сходства», а справа – «различия». А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь.

Теперь нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами. (По завершении попросите детей представить свои рисунки классу).
Рефлексия. Что для тебя было сложнее: найти сходства или различия? Что из того, что объединяет тебя с твоим партнером, нравится тебе больше всего? Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?

Занятие 9.
Другие видят меня.

Упражнение «Описание друг друга»
Пара становится в центре круга. Минуту смотрят друг на друга, затем, отвернувшись, по очереди описывают друг друга. Затем, каждый из участников выбирает себе замену из круга и так, в парах, все по очереди принимают участие в упражнении.
Рефлексия. Что пропущено, что слишком привлекло внимание?


Упражнение «Иванушка – дурачок»
Рефлексия. Кто из вас хотя бы однажды оказывался в такой ситуации, когда другие дети не хотели с вами играть? Кого из вас когда-нибудь обижал друг, ответив на вашу просьбу: «Мне сейчас некогда»?
Ведущий: Иногда нам приходится сталкиваться с тем, что другие не хотят с нами общаться. В таких случаях нам поможет наша фантазия. С ее помощью мы можем сохранить хорошее отношение к самим себе. И я сейчас покажу вам, как это можно сделать.

Сядь, пожалуйста, поудобнее и закрой глаза. Представь себе, что ты подходишь к группе играющих детей, чтобы попроситься поиграть с ними. А эти дети кричат тебе: «Уходи, дурачок, отсюда!» Тогда ты принимаешь решение поймать этих ребят на слове. Представь себе, как маленький Иванушка-дурачок из сказки постепенно становится веселым и сильным добрым молодцем. Ты можешь представить себе Иванушку-дурачка из сказки про Василису Прекрасную, про Серого волка или из сказки про Конька-горбунка. Представь себе, что дети продолжают играть между собой, повернувшись к тебе спиной. Пусть твой Иванушка-дурачок становится все больше, сильнее и могущественнее. На нем появляются настоящие богатырские доспехи, на которых огромными золотыми буквами написано твое имя.

Теперь ты можешь увидеть, как дети поворачиваются к тебе и застывают в сильном изумлении и легком испуге, ведь «маленький дурачок» превратился в такого большого и бравого молодца. Это настоящий богатырь, самый большой из тех, кого они когда-либо видели в своей жизни. И теперь представь себе, что этот богатырь и есть ты. И ты можешь произвести на детей еще большее впечатление, превратив свои доспехи в золотые. Послушай, как громко восхищаются дети: «Ах! Ох! Вот это да!» Они подходят и спрашивают: «А можно к тебе прикоснуться? А можно потрогать твой меч-кладенец? А можно поиграть с тобой?» И ты понимаешь при этом, что они восхищаются тобой и мечтают просто постоять рядом с тобой.

А теперь ты снова можешь стать  самим собой и надолго сохранить в своей памяти образ этого богатыря – Иванушки-дурачка. Постарайся почувствовать удовлетворение от того, что тебе, в конце концов, удалось получить признание и интерес. Скажи самому себе: «Я важный и интересный человек!».

А теперь потянись, попеременно напрягая и расслабляя все мышцы, и открой глаза…
Рефлексия. Как ты чувствуешь себя, когда окружающие восхищаются тобой? Что означает быть чутким и внимательным к другому?

Занятие 10.

Я в его мире.

Упражнение «Кто прав?»
Ведущий рассказывает историю, которая в процессе рассказа разыгрывается по ролям детьми.

Жили на свете разные звери. Как-то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали говорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал:
- Вкуснее всего мясо!
- Нет, морковка, - перебил его заяц.
- Самое вкусное, это молоко, - сказала кошка.
- Вкуснее всего бананы! – закричала обезьяна.
- Неправда, лучшая еда – это трава, - ударила копытом лошадь.

Они чуть не подрались. Ребята, давайте поможем зверям решить вопрос: какая еда лучше?
В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится что-то свое.

Упражнение «Иностранец»
Ведущий говорит: Мы видели, что сейчас происходило у зверей, теперь мы посмотрим, как то же самое бывает у людей.
Выбираются актеры: один – «иностранец», другие (4-5 человек) – «местные жители». Обязательно часть группы должна играть роль зрителей.
Иностранец (на нем надета рубашка задом наперед) пришел в другую страну. Там все смеются над ним. Ведущий спрашивает зрителей:
- Они ругаются, что делать? Кто из них прав?

Стимулируется возникновение диалога между зрителями и актерами, затем разыгрывается выход из ситуации, предложенный детьми. В случае затруднения можно напомнить, что происходило между животными и как мы это решили.
Рефлексия. Почему люди не всегда хорошо относятся к иностранцам?

Занятие 11.

Он в моем мире.

Упражнение «Бусы»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает сделать из пальцев левой руки «кольцо», затем участники протягивают ленту сквозь кольца из ладоней, «как бусы нанизывают на нитку». Когда конец ленты возвращается к ведущему, тот отрезает лишнее и завязывает крепкий узел – получается Енотов круг.

Упражнение «Мик и Мак»
Ведущий: Сегодня я принесла двух новых животных. Они останутся у нас, и время от времени будут разговаривать с вами. Этих зверюшек зовут Мик и Мак, и они оба хотят с вами познакомиться. Я же могу добавить от себя лишь то, что, несмотря на внешнее сходство, они очень сильно отличаются друг от друга. Вы можете провести интервью с ними обоими. Каждый из вас по очереди может задать вопрос Мику, или Маку, а они с моей помощью будут вам отвечать.

Обратите внимание на то, чтобы у детей не сложилось впечатление, что один зверь хороший, а другой – плохой. Четко выразите и сильные, и слабые стороны каждого из характеров. Прямолинейность в ответе быстро угасит интерес учеников к персонажам.
Рефлексия. Чем вам нравится, а что не нравится в Мике и Маке? На кого ты больше похож – на Мика, мака или на них обоих сразу?  

Занятие 12.

Я принимаю «других»

Упражнение «История про Халифа Омара»
Джаблах ибн аль-Айхам, последний аравийский царь из династии Аль-Гаса Сенех, объявил свою приверженность исламу в период правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба, прозванного Справедливым. Царь Джаблах отравился в Медину (священный город ислама, куда мусульмане совершают паломничество), сопровождаемый роскошной процессией. На голове у него была корона, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, шеи его лошадей обвивали золотые цепи. Когда он находился в Аль-Каабе, какой-то человек наступил на полу его одежды. Джаблах рассердился и ударил его кулаком. Человек был бедным и слабым, и он пожаловался халифу Омару. Халиф Омар спросил у Джаблаха, действительно ли он ударил бедняка. Джаблах ответи что это правда.
- Что ж, - сказал халиф Омар, - тогда сейчас докажи, что уважаешь его права.
- Как это возможно? – спросил изумленный Джаблах. – Я царь, а он всего лишь простолюдин.
Омар ответил:
- Ислам уравнивает всех людей. Один человек может быть лучше другого, только если он лучше как мусульманин.
Той же ночью Джаблах и его свита тайно выехали из Медины в Константинополь, где он прожил остаток своей жизни чужестранцем, вдали от дома и подданных (отказавшись от ислама).

Вопросы для обсуждения:
- Что бы вы сделали на месте Царя Джаблаха? Как бы вы поступили?
- Как вы считаете, должны ли мы относиться ко всем людям одинаково?
- Что сделал бы царь Джаблах, если бы он был терпимым человеком и принимал других?

После обсуждения разыгрывается сценка, где завершение происходит по схеме, предложенной детьми в ответе на последний вопрос.
Рефлексия. Все ли вы в своей жизни всегда принимаете «другого».
Упражнение «Подарок, который невозможно купить»
Ведущий: Можете ли вы рассказать мне, чем в последнее время радовали вас другие люди? Что они сделали для вас приятного? Вспомните своих близких, друзей, может быть, своих одноклассников.

Ведущий записывает все эти «благородные поступки» и «добрые дела» на доске.
А теперь давайте поговорим о том, что бы вы могли сделать для других. Каким образом вы могли бы сделать приятный сюрприз своим родителям, братьям или сестрам, бабушкам или дедушкам? Каким способом вы могли бы сделать такой подарок, который нельзя купить в магазине, своим друзьям или одноклассникам?
Все ответы ведущий записывает на доске.

А теперь мы откроем мастерскую по производству купонов на подарки. Пусть каждый из вас подумает о том, что и кому он мог бы подарить из того, что нельзя нигде купить. Нарисуйте несколько купонов на подарки, которые вы потом сможете подарить своим близким, друзьям и одноклассникам. Напишите на них, что приятного вы собираетесь сделать. Каждый купон раскрасьте фломастерами или карандашами.

Затем сложите каждый купон в отдельный конверт и надпишите имя того, кому вы хотите сделать приятный сюрприз.

Рефлексия. Трудно ли было придумать хорошие идеи о том, как принести радость окружающим? Почему подарки, которые нельзя купить, ценнее тех, что куплены в магазине?

III Закрепляющий этап.

Занятие 13


Мы вместе.

Упражнение «Кто автор»
На карточках каждый участник описывает личные особенности одного из членов группы (по желанию), вверху указывает имя того, о ком пишет, внизу свое. Ведущий, собрав карточки, зачитывает их по одной, сначала группа отгадывает, о ком это написано, а затем участник, личностные особенности которого были только что описаны, пытается отгадать, кто мог быть автором описания.

Упражнение «Письмо».
Составить групповое письмо-обращение к детям других стран.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Ведущий: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятные занятия!» оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятные занятия!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».

Занятие 14

Занятие с родителями
.

Упражнение «Кто здесь собрался?»

Пусть дети и взрослые придумают как можно больше вариантов (люди, друзья, знакомые, мамы и дети, земляне и т.д.)

Упражнение «Кто  мои родители?»
Ведущий просит каждого ребенка рассказать о своей маме (папе), для того чтобы угадать по описанию, кто из сидящих в кругу людей – его родители. При этом ведущий задает разные вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит делать?», «Что ей нравится?» и т.п.

Игра «Угадай, чьи руки»
Игра проводится закрытыми глазами. Сначала дети на ощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят с закрытыми (завязанными глазами) руки своего ребенка.

Упражнение «Лабиринт»
Дети вместе с родителями рисуют какую – то ситуацию, которая вызывает страх, и дорисовывают, как можно ее разрешить.

Рефлексия. Всегда ли можно найти выход из ситуации?

Занятие 15

Итоговое занятие с родителями
.

Упражнение «Найди себе пару среди животных»


Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Поскольку все названия парные, каждый может найти себе пару после команды ведущего. После того как каждый нашел себе «своего» животного, ведущий опрашивает: «Кто вы?»

Игра «Дочки – матери»
Ведущий предлагает поменяться ролями детям и родителям. Для игры выбирается одна из типичных семейных ситуаций: семейный национальный праздник, семейное увлечение, семейный вечер и др.

Упражнение «Всеобщее внимание»

Родителям предлагается выполнить  одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям постарайтесь привлечь к себе внимание детей. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все родители.

Рефлексия. Кому удалось и за счет каких средств обратить на себя внимания? 

Упражнение «Сердце группы».
Совместное рисование.

Ведущий: Знаете ли вы, что у нашей группы есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку.

Я принесла с собой большое сердце, которое станет сердцем нашей группы. Придумайте дружескую и приятельскую фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишите: «Мне нравится то, что Зумруд такая веселая», «У Рахимы всегда очень интересные мысли», «Гузель всегда готова придти на помощь». Если составленная вами фраза придется вам по душе, возьмите фломастер и запишите ее на красном сердце класса.

Рефлексия. Что тебе нравится в этом сердце? Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом человеке? Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?

 


Литература
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г. и др. Тренинг развития жизненных целей. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003 г.
2. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми. // Социальная педагогика, № 4, 2004 г.
3. Крушельницкая О. Учимся жить вместе: программа работы с детьми переселенцев. // Социальная педагогика, № 2, 2005 г.
4. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 г.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Т.3,4. М.: генезис, 2001 г.