TOLZ.RU

Институты гражданского общества / Общественные

Программа гражданских действий против фажизма


Мы, участники антифашистской конференции в Москве 14 мая 2006 г., выражаем свою крайнюю обеспокоенность нарастающей угрозой фашизма для будущего России. Мы убеждены, что неонацизм, ксенофобия, дискриминация по этническому, расовому и другим признакам угрожают развитию страны и фундаментальным ценностям общества. Перспективы развития стабильной, процветающей, демократической России требуют, чтобы государство проявило возложенную на него ответственность и активизировало усилия по искоренению этих явлений. Однако усилиями только власти, без активных действий самих российских граждан, победить это зло невозможно. Сохранение целостности нашей страны и перспектив ее мирного развития заложено в общенародном противодействии угрозе фашизма, в совместных действиях государства и общества по отстаиванию основ конституционного строя, ценностей правового государства и демократии. Мы, граждане России - участники антифашистской конференции, осознаем этот вызов и свою ответственность и принимаем следующую Программу гражданских действий против фашизма:


Самоорганизация антифашистских сил


1. Консолидировать усилия всех обеспокоенных угрозой фашизма гражданских сил России - неправительственных организаций, политических партий, национально-культурных объединений, неформальных антифашистских групп, молодежных объединений, общественных деятелей и политиков, представителей экспертного сообщества, журналистов, деятелей науки и культуры - в борьбе с различными формами неонацизма, ксенофобии и расовой дискриминации в России как в их институциональной форме, так и в повседневной "бытовой" практике. В ближайшее время провести с различными институтами гражданского общества, включая национально-культурные объединения, активные консультации о создании широкого гражданского движения против фашизма - Антифашистского фронта. Наряду с этим начать консультации с целью создания межрегиональной Студенческой антифашистской организации.

2. Создать базу данных успешных моделей гражданского противодействия проявлениям неонацизма, ксенофобии и расовой дискриминации и способствовать их широкому распространению в практике. Формировать систему оперативного обмена информацией и методиками обучения. Организовывать межрегиональные сетевые акции с использованием успешных моделей.

3. Координировать мониторинговые исследования в целях воздействия на политику государства, законодательство, правоприменительную практику и общественное мнение, для выявления системных механизмов этнической и расовой дискриминации и приводящих к ее возникновению практик. Данные исследования должны быть сконцентрированы на таких сферах, как правоохранительная деятельность, трудовые отношения, образование, жилищная сфера, здравоохранение и социальное обеспечение, получение гражданства, статуса беженца и вынужденного переселенца.

4. Активно осуждать в публичных выступлениях и печатных материалах любые ксенофобские высказывания государственных деятелей и публичных политиков. Отказывать в сотрудничестве самим и призывать других к бойкоту политических партий, общественных объединений, конкретных политиков и общественных деятелей, журналистов, деятелей культуры, провозглашающих националистические и ксенофобские взгляды и призывы. Требовать от представителей власти ясно и предметно выражать позицию государства в отношении таких высказываний. Добиваться уголовного преследования указанных лиц и организаций в случаях, когда они явно преступают закон, но правоохранительные органы не реагируют или неадекватно реагируют на такие действия.

5. Разработать согласованные позиции институтов гражданского общества в отношении механизмов общественного контроля в области законодательных, институциональных и других практических мер, предпринимаемых органами государственной власти в сфере борьбы с национал-экстремистской деятельностью, ксенофобией и расовой дискриминацией.

6. Активно осуждать политические партии расистского или ксенофобного характера в любой форме, явной или скрытой, и отказаться получать поддержку от таких партий.

Требовать от политических партий:

- подписать Хартию европейских политических партий за свободное от расизма общество и следовать ее принципам во всех партийных делах;

- не допускать, чтобы партийные кандидаты на любых выборах использовали в своей избирательной кампании лозунги с расистским или ксенофобным подтекстом.

7. Активно сотрудничать с международными антифашистскими и правозащитными организациями.

8. Приступить к выпуску Информационного бюллетеня для публикации данных мониторинга проявлений расизма и дискриминации, реакции властей, информации об антифашистской деятельности внутри страны и за рубежом и для дискуссий по всему этому кругу проблем. Создать веб-сайт Антифашистского фронта.

9. Продолжить работу оргкомитета конференции. Собрать практически предложения участников конференции и сформировать рабочие группы для обсуждения и реализации конкретных планов, основанных на данной Программе. В частности, систематизировать работу по оказанию помощи тем, кто пострадал от нападений на почве ненависти.

Законодательство и правоприменение


10. Совместно с государством выработать механизм мониторинга случаев нападений на почве расовой, этнической и иной идеологической ненависти и правоприменения по этим случаям. Мониторинг должен проводиться на основе четкой методологии, определяющей основные критерии, конституирующие расистское нападение. Необходимо обеспечить доступность этой информации для правительственных органов, неправительственных организаций и широкой публики.

11. Совместно с государством вырабатывать поправки в законодательство, включая Уголовный кодекс РФ, и добиваться их принятия с тем, чтобы привести нормы права в более полное соответствие с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и иными международными обязательствами России, а главное - чтобы способствовать эффективному правоприменению и уменьшить возможности для правоприменения произвольного. В частности, способствовать конкретизации определения экстремистской деятельности.

12. Способствовать широкой общественной и профессиональной дискуссии с целью преодоления расширительного и репрессивного толкования в обществе и во власти правовых норм и идей, направленных на защиту основ демократии, прав человека и меньшинств (т.н. антиэкстремистского законодательства).

13. Способствовать пересмотру российского законодательства для того, чтобы обеспечить запрет и наказуемость более широкого, чем в настоящее время, круга проявлений расовой дискриминации, в частности, ввести в законодательство определения дискриминации, сегрегации, подстрекательства к дискриминации, принуждения к дискриминации и поддержки дискриминации. Способствовать включению в законодательство прямого запрета дискриминации и сегрегации в таких областях, как жилищные отношения, сферы образования и досуга.

14. Способствовать внесению поправок в процессуальное законодательство, которые позволили бы общественным организациям подавать иски, относящиеся к дискриминации и возбуждению расовой и этнической вражды, в защиту неопределенного круга лиц.

15. Более активно использовать возможности гражданского общества для возбуждения судебных дел для защиты граждан от насилия на расовой почве и расовой дискриминации и предоставления правовой помощи жертвам.


Просвещение


16. Организовать, самостоятельно и совместно с органами власти, общественные дискуссии по всей стране, массовые просветительские кампании и акции, направленные на инициирование широкого общественного диалога в стране по проблеме опасности неонацизма, ксенофобии и расовой дискриминации для будущего России, создание атмосферы их морального неприятия и осуждения, на развитие межкультурного диалога, гражданской солидарности, защиту прав всех людей без какой-либо дискриминации, консолидацию общественных сил.

17. Совместно с органами власти разрабатывать, внедрять и повышать эффективность превентивных мер по преодолению проявлений расизма и расовой дискриминации, в частности, путем воспитания неприятия расизма и уважения к культурному многообразию у представителей государственной власти во всех сферах жизни общества, в особенности у милиции, судей и других представителей правоохранительных органов, военнослужащих, преподавателей и других работников просвещения, работников здравоохранения и социального обеспечения, в том числе, посредством принятия и внедрения кодексов поведения и профессиональной этики.

18. Самостоятельно и совместно с органами власти принять меры в области образования и работы с молодежью для преодоления предрассудков, ведущих к дискриминации и расизму, в частности:

- прививать знания о культурном многообразии и способствовать позитивному освещению этой темы в воспитании детей и молодежи, чтобы предупредить формирование стереотипов, дезинформацию и отторжение, которые могут приводить к проявлениям расизма и дискриминации;

- ввести курсы по правам человека, противодействию ксенофобии и развитию навыков жизни в мультикультурном обществе в национальную программу начальной и средней общеобразовательной школы, разработав и внедрив на конкурсной основе для этой цели учебно-методическую литературу, корректировать уже существующие учебные программы в духе уважения к культурному многообразию;

- включить образование в сфере прав человека, противодействия ксенофобии и развития навыков жизни в мультикультурном обществе в программы профессиональной подготовки педагогов;

- сотрудничать с уже существующими государственными программами, федеральными и региональными, гражданского воспитания и развития толерантности.

19. Развивать механизмы гражданского и профессионального контроля образовательной практики; проводить самостоятельно и совместно с органами власти экспертизу учебных программ, методик обучения и учебников по всем предметам во всех сферах и на всех уровнях образования детей и взрослых с тем, чтобы исключить положения, ведущие к формированию предубеждений, расистских взглядов и негативных этнических стереотипов, побуждающие к ненависти и вызывающие расовую, этническую или религиозную враждебность, обращая особое внимание на непредвзятое преподавание истории и общественных дисциплин; добиваться предоставления государственной поддержки инициативам по обучению представителей наименее защищенных групп на их родном языке.

20. Сохранять и распространять память о Холокосте, сталинских депортациях народов и других фактах геноцида. Развивать различные формы увековечения памяти Холокоста и других фактов геноцида, вместе с памятью о Великой Отечественной войне, включая ежегодно проводимые Дни памяти Холокоста и Международный день борьбы с фашизмом и антисемитизмом.


Масс-медиа


21. Сотрудничать со средствами массовой информации и журналистским сообществом и оказывать содействие СМИ в том, чтобы они могли:

- объективно и гармонично отображать жизнь общества в его культурном, этническом и религиозном многообразии; содействовать пониманию и признанию ценности многообразия;

- избегать стереотипного изображения представителей культурных, этнических или религиозных сообществ, в том числе воздерживаясь от ненадлежащего упоминания о принадлежности лица к той или иной этнической группе, в особенности при освещении криминальной хроники;

- сообщать достоверный фактический материал об актах этнической и расовой дискриминации, расизма и нетерпимости;

- сообщать об этнически окрашенных конфликтах объективно и с пониманием культурной специфики;

- обращать внимание общества на то, как опасны нетерпимость и неофашизм, в частности, выявляя подоплеку расистских высказываний политиков и общественных деятелей;

- не ограничивать право общества знать об опасной деятельности национал-экстремистов, но и не допускать их к прямому эфиру, а информацию об их действиях всегда сопровождать адекватным редакционным комментарием.

22. Сотрудничать с медийным сообществом в разработке профессиональных стандартов, этических норм и механизмов саморегулирования в освещении этнических, расовых, религиозных тем, в повышении понимания журналистами проблемы тиражирования мифов, использования стереотипов, языка нетерпимости, а также вопросов дискриминации, соблюдения прав и положения различных меньшинств, и добиваться принятия таких стандартов и кодексов СМИ. Публично поощрять и поддерживать тех журналистов и СМИ, которые успешно действуют в этом направлении.

23. Сотрудничать с провайдерами Интернета в разработке кодексов профессионального поведения и мер саморегулирования при размещении сайтов, форумов, блогов и других форм коммуникации. Вести диалог со всеми провайдерами Интернета с целью обсуждения добровольного принятия ими мер по ограничению или исключению расистского и ксенофобского контента. Изучать пути использования Интернета для борьбы с неонацизмом, ксенофобией и дискриминацией.

24. Способствовать разработке и внедрению на факультетах журналистики специальных курсов по этическим принципам и профессиональным навыкам освещения культурного, этнического и религиозного многообразия и аналогичных учебных программ для уже работающих журналистов, редакторов, менеджеров СМИ.

Мы будем требовать от государства:


25. Сотрудничать с гражданским обществом по всем упомянутым выше направлениям.

26. На уровне руководителей государства признать серьезность проблемы неонацизма, ксенофобии и расовой дискриминации для будущего страны и необходимость принятия согласованных с гражданским обществом мер для ее решения; положить конец неадекватной реакции государства на резкий рост числа и активности откровенно экстремистских националистических и неонацистских группировок, открыто пропагандирующих идеи расового превосходства, распространяющих призывы к национальной и расовой розни и совершающих акты насилия на почве расовой ненависти. Обществу необходимы ясные и конкретные выступления представителей власти всех уровней против неонацизма, расизма и дискриминации.

27. Принять меры к тому, чтобы система уголовного правосудия была эффективным оружием в борьбе с проявлениями национал-экстремизма, расизма и расовой дискриминации. В частности:

- квалифицировать преступления на почве расовой и этнической вражды, расово мотивированное насилие и организованную расистскую деятельность именно как таковые, а не в качестве "хулиганства" или преступлений, совершенных "из хулиганских побуждений";

- не допускать необоснованных отказов в приеме и рассмотрении заявлений, связанных с такими преступлениями;

- тщательно и незамедлительно расследовать правонарушения, носящие расистский и ксенофобский характер;

- в соответствии с международными обязательствами России в области прав человека разработать четкие инструкции и провести обучение для сотрудников милиции, прокуроров и судей, занимающихся подобными делами;

- создать базу данных судебных решений по делам, касающимся преступлений на почве ненависти, включая как обвинительные, так и оправдательные приговоры, что могло бы служить информационной основой деятельности правоохранительных органов в данной сфере;

- обеспечить жертвам насилия на расовой почве реализацию права на справедливую и адекватную компенсацию.

28. Положить конец расширительному толкованию и применению ст. 282 УК РФ и использованию антиэкстремистского законодательства не для борьбы с расизмом и национал-экстремизмом, а для преследования неугодных властям политических и общественных организаций, гражданских активистов и журналистов, для злоупотребления властью в отношении свободы слова и общественных объединений.

29. Не потворствовать все более распространяющейся практике использования "антифашистской" риторики против политических оппонентов, не причастных к пропаганде расовой, религиозной, этнической ненависти или к совершению иных преступлений на почве ненависти.

30. Обеспечить принятие эффективных мер по защите борцов с неонацизмом и расизмом, сталкивающихся с угрозой своей безопасности со стороны негосударственных субъектов, и устранить преграды, мешающие эффективной работе правозащитных и антифашистских объединений и активистов, в том числе:

- эффективно расследовать все случаи преследования и насилия со стороны неонацистов в отношении антифашистов, адекватно наказывать виновных, обеспечить, чтобы результаты подобных расследований становились достоянием гласности, не допускать бездействия в таких ситуациях и, тем более, содействия национал-экстремистам со стороны представителей власти;

- обеспечить необходимую защиту лиц, выступающих в качестве свидетелей в уголовных делах против предполагаемых участников расистских нападений, как это предусмотрено российским законодательством;

- обеспечить полное включение принципов, заложенных в Декларации ООН о правозащитниках 1998 г., в систему национального права и механизмы защиты прав человека, а также обеспечить их полную реализацию на практике; обеспечить, чтобы правозащитникам, неправительственным организациям и другим гражданским активистам гарантировались закрепленные в Декларации права так, чтобы они могли заниматься своей деятельностью, не опасаясь за свою безопасность;

- заявить однозначно и публично о своей приверженности содействию соблюдению прав человека и защите правозащитников и признать легитимность деятельности правозащитников.

31. Прекратить - в том числе, со стороны правоохранительных органов - дискриминацию этнических меньшинств (от которой особенно страдают выходцы с Кавказа и из Средней Азии, а также цыгане), в первую очередь - этнически избирательное обращение при проверках документов и режима регистрации; сегрегацию в школьном образовании; дискриминационные отказы в регистрации по месту жительства и пребывания, приводящие к фактическому лишению представителей меньшинств доступа к образованию, медицинской помощи, жилью, социальному обеспечению; практику фабрикации уголовных дел против чеченцев и других меньшинств и основанные на принципе коллективной ответственности милицейские операции - такие, как операции "Табор". Принять неотложные и необходимые меры по исправлению ситуации в тех субъектах РФ, где нарушения прав человека носят наиболее грубый и систематический характер; уделить необходимое внимание положению меньшинств в регионах, в частности, так называемого "нетитульного" населения в республиках в составе РФ.

32. Внести изменения в Федеральный Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривали бы ответственность госслужащих за проявления расизма и расовой дискриминации, явившиеся результатом их действий или бездействия. Ввести систему, обеспечивающую тщательное, своевременное, прозрачное и независимое расследование жалоб относительно дискриминационных действий со стороны сотрудников милиции и других должностных лиц.

33. Принять срочные меры к тому, чтобы нормативная база и практика в области миграции (включая также беженцев, лиц, обращающихся за убежищем, и вынужденных переселенцев) стала более прозрачной и гуманной, особенно в отношении лиц, уже проживающих в России, и исключала какие-либо основания для дискриминации.

34. Отказывать в государственных дотациях тем СМИ, которые пропагандируют любые формы расизма и дискриминации, практикуют в своих публикациях "язык вражды" и ксенофобские высказывания.

35. Подписать и ратифицировать без промедления и оговорок международные документы, провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию, участником которых Россия еще не является, в частности:

- 12-й Дополнительный протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- пересмотренную Европейскую социальную хартию;

- Конвенцию ООН 1990 года о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей;
- Европейскую Конвенцию о гражданстве 1997 г.;

- Статут Международного уголовного суда;

- Конвенцию Международной организации труда N 97 о трудящихся-мигрантах;


Обеспечить всестороннее и эффективное выполнение этих договоров на национальном уровне; выполнять рекомендации Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, Европейской комиссии по вопросам расизма и нетерпимости и других соответствующих международных органов.


Источник: (http://www.sova-center.ru)