TOLZ.RU

Толерантность / Образование / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРОГРАММА ПРАКТИКУМА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ У ПЕРВОКЛАСНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ


Введение

Толерантное поведение ребенка является одновременно необходимым условием и показателем степени его адаптивности. Толерантные установки и способы поведения помогают первоклассникам найти адекватные ситуации резервы собственного развития, получить помощь и одобрение взрослых, быстрее психологически обжить новое пространство жизнедеятельности.

Важным в период адаптации к школьной жизни является приобретение ребенком опыта психологически компетентного, конструктивного, толерантного взаимодействия с самим собой, другими и окружающим его миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.

Предлагаемый практикум включает систему занятий, где в форме игры первоклассник апробирует способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях: "Я - другие", "Я - Я", "Я - культура" и "Я - мир".

Цель программы

Развитие толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе.

Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. В ходе занятий происходит развитие потенциальных возможностей ребенка, расширение набора поведенческих паттернов, формирование установок на сотрудничество, создание позитивных отношений.  

Задачи

  1. Развитие позитивного отношения к себе, другим, миром.
  2. Осознание права каждого на индивидуальность, принятие и уважение другого.
  3. Расширение представлений о значении и возможностях толерантных способов поведения.
  4. Развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.
  5. Формирование умений толерантного взаимодействия с "миром людей".

Ожидаемые результаты

Предполагается, что результатом реализации программы будет расширение образа мира ребенка, приобретение навыков толерантного взаимодействия, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.

Для успешного и результативного проведения занятий учитель должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Основные методы:

Групповой психологический тренинг, ролевая игра, психотехнические игры, релаксация.

Условия формирования

Группа может формироваться по запросам родителей, учителей и желанию самих детей. Оптимальный количественный состав группы 12-15 человек, занятие длится 30-40 минут каждую неделю. Количество занятий и их внутренняя содержательная наполненность может изменяться с учетом особенностей контингента.

Элементы практикума могут проводиться и со всем классом в качестве "психологической минутки" на уроке.

Технико-методическое оснащение

Карточки, художественные тексты, ватман, карандаши. Необходимость других материалов описывается в каждом конкретном занятии.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ N 1

ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.

Задачи :

Методическое оснащение : Игра "Круг знакомства". Беседа "Как можно знакомиться".

Ход занятия:

Вводная часть

Тема нашего занятия: "Знакомство".

На этом занятии познакомимся поближе мы с вами и вы друг с другом. Скажите, а как можно познакомиться? Какие еще способы знакомства можно использовать? Следует ли учитывать ситуацию при осуществлении знакомства? Какие способы знакомства можно использовать с людьми разного возраста: маленький ребенок, взрослый человек, сверстник, старый человек.

Совместная разработка приветствия.

Основная часть

Игра "Круг знакомств"

"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".

Игра "Пропой свое имя"

Инструкция: "Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети".

Заключительная часть.

Осознание важности безопасного общения. Подведение итогов, выражение признательности всем за участие в задании.

ЗАНЯТИЕ N 2

УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ

Цель: Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.

Задачи:

Методическая оснащенность: карточки со словами: "Дом", "Стул", "Мел", "Кот", игра "Живые буквы", игра "Дирижер оркестра", игра "Чувствуем друг друга", игра "Правила ведения беседы".

Ход занятия:

Вводная часть

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Дирижер оркестра". Ведущий поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) учащиеся хлопают в ладоши.

Основная часть

Игра " Живые буквы "

Разделите класс на малые группы, по четыре-пять человек. Выдайте каждой группе по несколько карточек, предупредив детей, что они не должны говорить другим, какие слова им достались. Группы, рассредоточившись по всему помещению (или в нескольких помещениях), тренируются в изображении букв, так чтобы другие могли "прочесть" их слова. Затем все собираются и " пишут " свои слова " живыми буквами " . Если дети пожелают, они могут сами придумывать и изображать слова.

Игра "Правила ведения беседы"

Класс или отдельная группа получает задание, исходя из опыта предыдущих игр и упражнений, разработать правила ведения беседы и дискуссий в классе. Затем эти правила обсуждаются всем классом, и окончательный вариант их вывешивается в виде стенной газеты.

Заключительная часть

Игра "Чувствуем друг друга"

"Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней - руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеек. В виде чего этот ручеек? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь еще? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его до следующего занятия".

В этих играх дети действуют сообща, в непринужденной обстановке. Игра должна доставлять им удовольствие и в то же время помогать в приобретении навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.

ЗАНЯТИЕ N 3

МОИ ВОЗМОЖНОСТИ

Цель: Развивать представление о своих потенциальных возможностях.

Задачи:

Методическое оснащение: игра "Я умею", игра "Сказка - ложь, да в ней намек".

Ход занятия:

Вводная часть.

Тема нашего задания "Мои возможности". Сейчас мы с вами поиграем в игру "Я похожий на других, я не похожий на других". Дети берут в руки мяч, высказывают мнение о себе и передают другому. Учитель подводит итог, подчеркивая идею о наличии разных возможностей.

Основная часть

Игра "Я умею"

"Давайте поиграем в игру "Я умею". По кругу, по очереди каждый будет называть и, если захочет, показывать какое-нибудь свое умение, например, "быстро бегать", "забивать гвозди", "выращивать цветы" и т.п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца".

После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы умений, которые будут забыты детьми.

Игра "Сказка - ложь, да в ней намек"

Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы быть похожим. Конечно, это может быть и герой из мультфильма. Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очереди представиться от имени героя. Например, "Я - Золушка", "Я - Спиди-гонщик", а потом войти в круг и подвигаться, как двигается ваш герой, немного пожить его жизнью.

В процессе игры дети могут задавать необычные и творческие вопросы и так же на них отвечать, например, спросить ребенка в роли Золушки: "Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что часто видишь во сне?" Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После того как все дети "покажут своих героев", можно предложить, посмотрев внимательно на каждого, попытаться найти сходство детей со своими героями. Если дети будут затрудняться это сделать, ведущий может помочь.

Заключительная часть

Закрепление представлений о своих возможностях, формирование позитивного самовосприятия.

            Упражнение: Каким ты себя видишь взрослым?

ЗАНЯТИЕ N 4

УВАЖАЯ СЕБЯ, УВАЖАЙ ДРУГИХ

Цель: Развивать толерантное отношение к другим людям.

Задачи:

Методическое оснащение: рассказ В. Осеевой "Просто старушка", игра "Встреча".

Ход занятия:

Вводная часть

Вы слышали, наверное, такую пословицу: "Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими также". Как вы понимаете эту пословицу? В чем секрет этих отношений?

Я не буду делать в отношении других то, что не позволил бы в отношении себя.

Основная часть

Дети прослушивают рассказ "Просто старушка" и разыгрывают по ролям. После этого предлагается второй вариант инсценирования: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.

Отрывок из рассказа В. Осеевой "Просто старушка".

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Игра "Встреча"

Для этой игры нужно разделиться на 2 равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовались два концентрических круга - внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге, поворачиваются лицом к своему партнеру во внутреннем круге.

После этого предлагаются ситуации:

  1. Представьте себе, что девочка или мальчик, с которым ты встретился, рассказал твою тайну другим детям. Вырази словами чувства к нему. Что бы ты ему сказал? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем).
  2. Сегодня этому ребенку незаслуженно поставили двойку, учитель не стал слушать его объяснений. Он очень переживает, старается не подавать вида, но ты его друг: постарайся ему высказать свою поддержку. Что вы чувствовали, когда выражали добрые чувства к человеку и когда высказывали свое недовольство к другому? Как быть с чувствами, как их лучше выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому? (Договориться, решить мирным путем)

Заключительная часть.

Обсудить проблему, когда нужно оказывать поддержку человеку и как принимать помощь от других.

ЗАНЯТИЕ N 5

ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ

Цель: Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного проживания.

Задачи:

Методическое оснащение: отрывок из сказки "Гадкий утенок" (или "Дюймовочка у майских жуков").

Ход занятия :

Вводная часть

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. При этом они называют присущие им качества. Перечисленные качества записываются на доске. По окончании упражнения психолог (педагог) побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.

Основная часть

Детям предлагается инсценировать отрывок из сказки "Гадкий утенок" или "Дюймовочка у майских жуков".

Инструкция. "Вы читали сказку Андерсена "Гадкий утенок"? Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы быть "гадким утенком"? А кто другими птицами на птичьем дворе?" Ведущий помогает каждому из детей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в озвучивании птиц принимает участие сам "гадкий утенок". Ведущий может спросить у "утенка", есть ли среди птиц учитель, родители, братья и сестры утенка. Когда все дети получают роли, каждая из "птиц" по очереди, а затем все вместе хором прогоняют "утенка" со двора. Затем ведущий делает знак "птицам" уснуть, остается один "утенок", который постепенно меняет свою походку, выражение лица (с помощью ведущего) и превращается в "лебедя". После слов "утенка": "Я - лебедь" все "птицы" просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювиками и говорят: "Какой красивый и сильный лебедь!"

Игру можно повторять несколько раз в разные дни до тех пор, пока все дети, желающие побывать "гадким утенком", не побывают в этой роли.

Игра "Цветик-семицветик"

Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, больные дети, социальные сироты и т.д.).

Заключительная часть

Закрепление представлений о том, что все люди разные. Предлагается аукцион идей: "Хорошо, что люди разные, потому что..."

ЗАНЯТИЕ N 6

Я И ДРУГИЕ. Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ

Цель: Развитие социально-психологической компетентности ребенка.

Задачи:

Методическое оснащение: Этюд "Просто так", игра "Угадай-ка", игра "Снежная королева", игра "Окажи внимание другому".

Ход занятия:

Вводная часть

Игра "Окажи внимание другому"

Цель: развить умения выражать свое положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я ...", повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я ...".

Основная часть

Этюд "Просто так "

Цель: Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения.

Дети разыгрывают сценки из мультфильма "Просто так", где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, "просто так" - ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше - от одного героя к другому.

Игра "Угадай-ка"

"Давайте поиграем в игру "Угадай-ка". Посмотрите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме.

Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается выбрать детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится в его соседе его друзьям, далее третий круг - что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.

Игра "Снежная королева"

"Давайте вспомним сказку "Снежная королева". Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что обычно не замечается".

Ведущему лучше самому первому "надеть очки" и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматриваемых. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в "очки" можно увидеть все больше и больше хорошего.

Заключительная часть

Вспомните ситуации, в которых вам было приятно общаться и в которых нет. Почему? Были ли у вас случаи, когда вас не поняли, с чем вы это связываете?

ЗАНЯТИЕ N 7

КАК МЫ РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ

Цель: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Задачи:

Ход занятия:

Вводная часть

Этюд "Поссорились и помирились"

Цель: Показать связь выразительных движений с психическим состоянием, вызванным отношением к другому.

Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу, и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся поворачивают лицом друг к другу, они, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Основная часть

Можно ли прожить вообще без конфликтов? Привести примеры наиболее часто встречающихся в школе конфликтов.

Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?

Игра "Приятное и неприятное"

Цель: Осознание детьми смысла и, соответственно, пользы и вреда от употребляемых ими ежедневно положительных и негативных слов и выражений.

Игра "Взаимоотношения"

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком".

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся дружок.
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна ,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимая трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.

После чтения стихотворения дети приходят к выводу, что результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. У детей спрашивают, почему во втором случае к ребенку вышла вместо доброй старушки "Баба-Яга".

Заключительная часть

Дети хором проговаривают пословицы и поговорки о причинах конфликтов и способах их мирного решения.

ЗАНЯТИЕ N 8

ТОВАРИЩЕСТВО И ДРУЖБА

Цель: Развитие представлений о товариществе и дружбе и умении их поддерживать.

Задачи:

Методическое оснащение: этюд "Дружба", игра "Найди друга", игра "Мои друзья", игра "Правила дружбы".

Ход занятия :

Вводная часть

Этюд "Дружба"

Цель: проявление сочувствия в конкретном действии.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной "Солидарность":

За кота и за юлу
Брат опять стоит в углу.
Плачет Леночка всерьез:
Жалко братика до слез.
Горько плакала сначала,
Вдруг затихла, замолчала.
Лена плакать перестала...
Рядом с братом в угол встала.

Дети отвечают на вопросы: какие чувства переживает девочка? Чем они вызваны? Выделяют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если вдруг упал, то надо помочь ему встать; если ему больно - утешить.

Дети разыгрывают этюд в парах.

Основная часть

Игра "Найди друга"

Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден , игроки меняются ролями.

Игра "Мои друзья"

Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.

Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?

Заключительная часть

Правила дружбы. В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, которые оформляются в "Правила дружбы", способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.

ЗАНЯТИЕ N 9

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

Цель: Формировать представления о различиях мальчиков и девочек и об особенностях в их поведении.

Задачи:

Методическое оснащение: Игра "Примеры", игра "Во что мы одеваемся".

Ход занятия :

Вводная часть

Мы уже говорили о том, что люди бывают разными. Эта разница проявляется в поведении, действиях, привычках. Также людей можно разделить на мужчин и женщин.

Опишите основные различия, которые присущи мальчикам и девочкам.

Напишите 5 качеств, присущих только поведению мальчиков и присущих только поведению девочек. (Результаты работы анализируются отдельно у мальчиков и девочек). Делается вывод о качествах настоящего мальчика или девочки в представлениях детей.

Основная часть

Игра "Примеры"

Девочки и мальчики выполняют это упражнение отдельно в разных помещениях. Обсудите с ними вначале, что такое пример, образец. Назовите свой собственный (однополый с вами) образец и объясните, почему он является для вас примером для подражания.

Спросите девочек, кто для них является образцом. Что девочкам особенно нравится в этих женщинах? Насколько они соответствуют традиционному представлению о том, какой должна быть женщина? Знают ли они женщин, для которых, например, профессия не менее или даже более важна, чем семья? Что они об этом думают?

Спросите мальчиков, кто для них является образцом. Что мальчикам особенно нравится в этих мужчинах? Насколько они соответствуют традиционному представлению о том, каким должен быть мужчина?

Игра "Во что мы одеваемся?"

Обсудите с учащимися следующие вопросы. Что носят мальчики и девочки? В чем заключаются преимущества и недостатки тех или иных видов одежды (например, платья красивее и удобнее летом, брюки практичнее, но летом в них жарко, юбки неудобны тем, что мальчики имеют скверную привычку их задирать)? Есть ли разница между одеждой девочек и одеждой мальчиков? Почему? Должна ли существовать разница? Были ли у детей случаи, когда их принимали за мальчика (за девочку)? Как они себя при этом чувствовали?

Вариации. Обсудите эти вопросы сначала отдельно с мальчиками и с девочками, а потом все вместе в классе.

Заключительная часть

Аукцион комплиментов, в ходе которого мальчики говорят девочкам комплименты, девочки высказывают благодарность.

Закрепление позитивного отношения мальчиков и девочек друг к другу.

Закончите предложение: "Я очень рад (а), что в нашем классе учатся и мальчики, и девочки, потому что ..."

ЗАНЯТИЕ N 10

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО

Цель: Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям.

Задачи:

Методическое оснащение: бумага, фломастеры, этюды о жизни семьи, игра "Бабушки, дедушки".

Ход занятия :

Вводная часть

Учитель актуализирует знания учащихся о семье. Кто такие "члены семьи "? Дети их рисуют и рассказывают по рисункам о распределении домашних обязанностей и увлечениях в своей семье.

Основная часть

Дети выполняют этюды о жизни семьи "Утро в семье", "Вечер в семье", "Праздник в семье". Группа делится на актеров и зрителей.

"Актеры" разыгрывают этюды, а "зрители" угадывают, кто изображал маму, папу, бабушку и т.д. Дают оценку их поведению и действиям в отношении друг друга.

Заключительная часть

Отработка идеи о важности взаимопонимания, взаимоподдержки. По кругу учащиеся завершают предложения "Я могу помочь маме (папе, младшей сестре, старшему брату...)".

Игра "Бабушки и дедушки"

Дети стоят у стены парами. В комнате беспорядочно стоят стулья. У другой стены ставится ряд стульев по числу пар детей.

Инструкция: "Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача (стулья у стены)".

Ведущий показывает, как можно поддерживать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете у врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему. Какие чувства испытывает ребенок: ответственность, гордость, самоуважение .

ЗАНЯТИЕ N 11

КУЛЬТУРА РАЗНЫХ НАРОДОВ

Цель: Воспитание готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.

Задачи:

Методическое оснащение: набор иллюстраций с национальной одеждой разных народов, пословицы и поговорки различных народов.

Ход занятия :

Вводная часть

Актуализация представлений о традициях разных народов. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Традиции народов живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях отражаются быт, особенности взаимоотношений, кухня, культура, которые отражают особенности и своеобразие данного народа.

Основная часть

Проводится конкурс пословиц и поговорок разных народов. О чем свидетельствуют пословицы и поговорки? О каких национальных особенностях можно узнать из пословиц и поговорок? Различие людей разных национальностей проявляются не только в языке, но и в костюмах, предметах быта, праздниках, танцах, фольклоре, кухне и т.д.

Костюм - важный элемент народной культуры. Национальные костюмы у многих народов бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Предлагается детям сделать выставку "Народный костюм" (из иллюстраций) с рассказом об истории основных его элементов. О чем могут рассказать костюмы? Почему люди их бережно хранят и передают следующим поколениям?

Предлагается организовать игры разных народностей. Группа делится на подгруппы по 5 человек и представляет игры разных народов ("Бинго" - финская хороводная игра-танец, "Тетушка из Таллина" - эстонская игра, русский хоровод и т.д.).

Беседа

Праздники у различных народов проводятся по-своему. Какие национальные особенности вы знаете в праздновании Нового года? (например в Германии, Франции, Японии и др.).

Заключительная часть

Каким образом влияют национальные особенности на общение людей? Как должны относиться люди разных национальностей друг к другу?

Аукцион идей "Что поможет людям различных народностей жить в мире?"

ЗАНЯТИЕ N 12

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

Цель: Расширение представления об особенностях ритуалов и традиций в разных культурах и социальных особенностях.

Задачи:

Методическое оснащение: плакат с правилами светского этикета разных стран.

Ход занятия:

Вводная часть

Для чего люди придумывают правила поведения? Как называются эти правила?

Одинаковые ли правила поведения в различных кругах людей, людей различных национальностей? Среди школьников, учителей, банкиров, политиков, дипломатов и т.д.?

Этикет - ввод этих правил поведения в культуре каждого народа. Существуют разные виды этикета. Например, европейский этикет отличается от китайского или японского.

Основная часть

Сегодня стало очень популярным слово "презентация". Что это такое? Существуют презентации магазинов, выставок, праздников. Как правило, на презентациях присутствует светский этикет. Правила светского этикета просты, их не надо специально учить (предлагается вниманию плакат с правилами светского поведения). Нужно усвоить, что вы не единственный человек на свете и другие люди не меньше, чем вы, заслуживают внимания и уважения. Предлагается разыграть ситуации "Поведение за праздничным столом", "Поведение мальчика в транспорте".

Проводится анализ того, что чувствовали дети при выполнении заданий. Просмотр слайдов с правилами этикетов разных народов.

Заключительная часть

Обсуждение с детьми того, какие человеческие качества способствуют эффективному общению. После этого они вырабатывают правила, как развить в себе эти качества.

Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя - прощайся. Не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

ЗАНЯТИЕ N 13

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК "Я - МИР"

Цель: Закрепить умения эффективного позитивного взаимодействия с миром.

Задачи:

Методическое оснащение: ватманы, краски, фломастеры, карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть

Заканчиваются наши занятия. За это время мы узнавали себя и другого, путешествовали в прошлое и будущее, пытались понять, что есть "Я" и что такое "Мир вокруг меня".

Сегодня мы подведем итог тому, что делали.

На полу раскладываются ватманы (склеиваются). Детям предлагается встать вокруг, положить руки на плечи друг друга, закрыть глаза и почувствовать другого. После настроя все молча начинают рисовать коллективный рисунок "Я - Мир".

Далее рисунок обсуждается, подводится итог. В завершение дети обмениваются своими визитками.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Родионов В.А., Ступлицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002.
  3. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.
  5. Уроки для юных леди. Авт.-сост. И.Н. Крайнева. - СПб., 1998.
  6. Энциклопедия праздников. Авт.-сост. И.В. Чудакова. - М., 1998.
  7. Что такое? Кто такой? В 3 т. Т. 3. - М., 1992.

Составители:
Т.Н. Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии РО ИПК и ПРО
Г.П. Звездина, доцент кафедры психологии РО ИПк и ПРО